Корпоративное управление как компонент устойчивого развития
Структура корпоративного управления и контроля
Согласно Кодексу корпоративного управления ПАО «Газпром»Утвержден решением годового Общего собрания акционеров ПАО «Газпром» от 30 июня 2017 г., протокол № 1., систему корпоративного управления и контроля ПАО «Газпром» образуют Общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление, Председатель Правления и Ревизионная комиссия, а также аудиторская организация ПАО «Газпром».
Общее собрание акционеров
Общее собрание акционеров ПАО «Газпром» — высший орган, к компетенции которого отнесены наиболее важные вопросы, в том числе:
- избрание членов Совета директоров и Ревизионной комиссии;
- назначение аудиторской организации;
- принятие решения о выплате (объявлении) дивидендов;
- утверждение Годового отчета и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов ПАО «Газпром».
Совет директоров
Совет директоров ПАО «Газпром» осуществляет стратегическое руководство деятельностью Компании. Его ключевые функции:
- определение стратегии развития, политики и основных принципов деятельности ПАО «Газпром» по различным направлениям, в том числе в области устойчивого развития, осуществление контроля за их реализацией;
- определение приоритетных направлений деятельности ПАО «Газпром», утверждение его перспективных планов и основных программ деятельности, в том числе годового бюджета и инвестиционных программ;
- обеспечение эффективной системы контроля за результатами финансово-хозяйственной деятельности;
- определение принципов и подходов к организации в ПАО «Газпром» управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита;
- установление порядка совершения сделок;
- утверждение внутренних документов ПАО «Газпром» по вопросам, относящимся к его компетенции, в том числе в области устойчивого развития, таких как Политика Группы Газпром в области устойчивого развития, Кодекс корпоративной этики ПАО «Газпром»Утвержден решением Совета директоров ОАО «Газпром» ОТ 25 февраля 2014 г. № 2309 (с последующими изменениями)., Антикоррупционная политика ПАО «Газпром»Утверждена решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 15 ноября 2016 г. № 2846 (с последующими изменениями)..
Состав Совета директоров ПАО «Газпром» достаточно сбалансирован для решения задач в интересах акционеров и ПАО «Газпром». Члены Совета директоров обладают широким спектром компетенций, в том числе в области корпоративного управления и устойчивого развития, которые отвечают масштабам и специфике деятельности ПАО «Газпром». Независимые директора принимают активное участие в его работе и предлагают к обсуждению вопросы, включая те, которые затрагивают устойчивое развитие, в том числе корпоративное управление.
Общее собрание акционеров определяет количественный состав Совета Директоров ПАО «Газпром», избирает его членов и может досрочно прекращать их полномочия. Акционер или акционеры, которые в совокупности владеют не менее чем 2 % голосующих акций ПАО «Газпром», вправе предложить кандидатов для избрания и Совет директоров ПАО «Газпром». Число таких кандидатур не может превышать количественный состав Совета директоров.
На годовом Общем собрании акционеров ПАО «Газпром» 30 июня 2023 г. было решено избрать 11 членов Совета директоров ПАО «Газпром» на срок до третьего годового Общего собрания акционеров ПАО «Газпром» с момента избрания.
По состоянию на конец отчетного года двое из 10Н. Г. Шульгинов, избранный в Совет директоров ПАО «Газпром» 30 июня 2023 г. на срок до третьего годового Общего собрания акционеров ПАО «Газпром» с момента избрания, сложил свои полномочия и выбыл из состава Совета директоров ПАО «Газпром» 12 сентября 2024 г. (п. 3.7 Положения о Совете директоров ПАО «Газпром»). избранных членов Совета директоров являются независимыми. Председатель Совета директоров ПАО «Газпром» не является исполнительным директором Компании.
Состав Совета директоров в детализации по статусу членов Совета директоров, по состоянию на 31 декабря, %
Статус директора | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|
Исполнительный директор | 18 | 18 | 20 |
Неисполнительный директор | 64 | 64 | 60 |
Независимый директор | 18 | 18 | 20 |
Компетенции членов Совета директоров ПАО «Газпром», по состоянию на 31 декабря 2024 г.
Компетенции | Члены Совета директоров | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Государственное управление | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | |||||
Высшее руководство и опыт работы в советах директоров | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ |
Экономика и финансы | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | |
Топливно-энергетический комплекс | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | |
Стратегическое планирование | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ||
Международное сотрудничество / ведение бизнеса | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ |
Корпоративное управление | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ||||
Управление рисками / внутренний аудит | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | |||
Операционное управление | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | |||
Человеческий капитал и системы вознаграждения | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ||
Научная деятельность | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ||
Устойчивое развитие | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ |
Комитеты Совета директоров
В июне 2023 г. решением Совета директоров ПАО «Газпром» создано четыре профильных комитета, целью которых является предварительное рассмотрение входящих в компетенцию Совета директоров наиболее важных вопросов деятельности по соответствующим направлениям.
Комитеты Совета директоров формируются и действуют в соответствии с положениями о комитетах, утвержденными Советом Директоров, а именно:
- Положением о Комитете Совета директоров ПАО «Газпром» по аудитуУтверждено решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 25 февраля 2014 г. № 2314 (с последующими изменениями).;
- Положением о Комитете Совета директоров ПАО «Газпром» по назначениям и вознаграждениямУтверждено решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 30 сентября 2016 г. № 2819 (с последующими изменениями).;
- Положением о Комитете Совета директоров ПАО «Газпром» по устойчивому развитиюУтверждено решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 13 июля 2021 г. № 3627.;
- Положением о Комитете Совета директоров ПАО «Газпром» по импортозамещению и технологическому развитиюУтверждено решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 18 января 2022 г. № 3707..
Подробнее с информацией о деятельности органов управления и контроля ПАО «Газпром», включая показатели участия в заседаниях, можно ознакомиться в Годовом отчете ПАО «Газпром» за 2024 г.
Комитет Совета директоров ПАО «Газпром» по устойчивому развитию
Основные функции:
- формирование рекомендаций Совету директоров по определению направлений деятельности Группы Газпром в области устойчивого развития;
- разработка рекомендаций Совету директоров по совершенствованию системы КПЭ в части устойчивого развития;
- разработка рекомендаций Совету директоров по формированию индикаторов оценки достижений Группы Газпром в области устойчивого развития; предварительное рассмотрение отчетов о социальной деятельности Группы Газпром, контроль за обеспечением их полноты, точности и достоверности;
- предварительное рассмотрение результатов внешних аудиторских проверок и независимого общественного заверения отчетов о социальной деятельности Группы Газпром;
- разработка рекомендаций Совету директоров по совершенствованию работы по раскрытию информации в отчетах о социальной деятельности Группы Газпром;
- формирование рекомендаций Совету директоров по оценке результатов реализации Политики Группы Газпром в области устойчивого развития;
- предварительное рассмотрение предложений по совершенствованию действующих в ПАО «Газпром» внутренних документов по вопросам устойчивого развития в целях обеспечения их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации и потребностям Компании.
Предложения о формировании комитетов и кандидатах в члены комитетов Совета директоров ПАО «Газпром» вносятся лицами, которые в соответствии с Уставом ПАО «Газпром»Утвержден решением годового Общего собрания акционеров ОАО «Газпром» от 26 июня 2015 г.‚ протокол № 1 (с последующими изменениями). имеют право созывать и требовать созыва заседания Совета директоров.
Комитет Совета директоров ПАО «Газпром» по аудиту
Основные функции:
- оценка кандидатов для назначения аудиторской организацией ПАО «Газпром»;
- оценка заключения аудиторской организации;
- обеспечение независимости и объективности осуществления функций внутреннего и внешнего аудита;
- контроль за обеспечением полноты, точности и достоверности финансовой отчетности ПАО «Газпром»;
- контроль за надежностью и эффективностью функционирования системы управления рисками и внутреннего контроля;
- рассмотрение соблюдения Кодекса корпоративной этики ПАО «Газпром».
Комитет Совета диреĸторов ПАО «Газпром» по назначениям и вознаграждениям
Основные функции:
- формирование рекомендаций Совету директоров в отношении политики ПАО «Газпром» по вознаграждению членов Совета директоров, материальному стимулированию членов Правления и Председателя Правления ПАО «Газпром», надзора за ее внедрением и реализацией;
- предварительное рассмотрение вопросов, связанных с кадровыми назначениями;
- формирование рекомендаций Совету директоров по ежегодному проведению детальной формализованной процедуры самооценки или внешней оценки эффективности работы Совета Директоров и его членов, а также комитетов Совета директоров, формирование рекомендаций Совету директоров по определению приоритетных направлений для усиления состава Совета директоров;
- взаимодействие с акционерами, которое не должно ограничиваться кругом крупнейших акционеров, с целью формирования рекомендаций акционерам в отношении голосования по вопросу избрания кандидатов в Совет директоров по поручению Совета директоров.
Комитет Совета директоров ПАО «Газпром» по импортозамещению и технологическому развитию
Основные функции:
- формирование рекомендаций Совету директоров по определению направлений деятельности Группы Газпром в области импортозамещения и технологического развития;
- формирование рекомендаций Совету директоров по оценке результатов реализации мероприятий по импортозамещению ПАО «Газпром»;
- предварительное рассмотрение предложений по совершенствованию документов в области импортозамещения и технологического развития.
34,9 %
вопросов, рассмотренных Советом директоров, имеют отношение к устойчивому развитию
Деятельность Совета директоров ПАО «Газпром», его комитетов и Правления ПАО «Газпром» в 2024 г.
Показатель | Совет директоров | Комитет по аудиту | Комитет по назначениям и вознаграждениям | Комитет по импортозамещению и технологическому развитию | Комитет по устойчивому развитию | Правление |
---|---|---|---|---|---|---|
Количество членов | 10 | 3 | 3 | 3 | 3 | 14 |
• в т. ч. независимых | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | Неприменимо |
Количество заседаний, в т. ч.: | 57 | 8 | 10 | 2 | 3 | 22 |
• очных | 8Заседания проводились с использованием видео-конференц-связи. | − | − | 1 | − | 12Заседания проводились с использованием видео-конференц-связи. |
• заочных | 49 | 8 | 10 | 1 | 3 | 10 |
Количество рассмотренных вопросов | 129 | 9 | 10 | 4 | 3 | 65 |
• в. ч. имеющих отношение к устойчивому развитию | 45 | 2 | 5 | 3 | 3 | 31 |
Доля вопросов, имеющих отношение к устойчивому развитию, % | 34,9 | 22,2 | 50,0 | 75,0 | 100,0 | 47,7 |
Исполнительные органы управления
Правление ПАО «Газпром» — коллегиальный исполнительный орган, который руководит текущей деятельностью ПАО «Газпром», к компетенции Правления относятся:
- разработка для Представления Совету Директоров ПАО «Газпром» перспективных планов и основных программ деятельности ПАО «Газпром» (годового бюджета и инвестиционных программ ПАО «Газпром»), подготовка отчетов об их выполнении, а также разработка и утверждение текущих планов деятельности ПАО «Газпром»;
- организация контроля за выполнением перспективных и текущих планов и Программ ПАО «Газпром», реализацией его инвестиционных, финансовых и иных проектов;
- установление порядка ознакомления акционеров с информацией О ПАО «Газпром»;
- утверждение внутренних документов ПАО «Газпром» по вопросам, относящимся к компетенции Правления, в том числе в области устойчивого развития.
Председатель Правления — единоличный исполнительный орган, который организует исполнение решений Общего собрания, Совета директоров и Правления, в том числе связанных с устойчивым развитием
Ревизионная комиссия
Ревизионная комиссия ПАО «Газпром» — постоянно действующий выборный орган, который осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью ПАО «Газпром» и подготовку предложений по повышению эффективности управления активами, обеспечению снижения финансовых и операционных рисков, совершенствованию системы внутреннего контроля.
Аудиторская организация
Аудиторская организация, которая осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности ПАО «Газпром» в соответствии с правовыми актами Российской Федерации в рамках заключенного с ней договора, назначается Общим собранием акционеров на основании предложений Совета директоров по итогам проведения конкурса.
Подробнее с информацией о регулирующих документах в области корпоративного управления можно ознакомиться на официальном сайте ПАО «Газпром».
Корпоративный секретарь
В ПАО «Газпром» функционирует институт корпоративного секретаряРешение Совета директоров ПАО «Газпром» от 30 сентября 2016 г. № 2817.. Несколько структурных подразделений ПАО «Газпром» исполняют функции корпоративного секретаря в объеме, рекомендованном российским Кодексом корпоративного управления. Их деятельность регулируют положения, утвержденные Советом директоров. В отчетном году утверждены изменения в положения о структурных подразделениях ПАО «Газпром»Решение Совета директоров ПАО «Газпром» от 19 ноября 2024 г. № 4137., которые осуществляют функции корпоративного секретаря: устанавливаются требования к знаниям и периодичности повышения квалификации их руководителей.
Разработка информационной системы коллегиальных органов управления
В Группе Газпром идет реализация проекта по внедрению информационной системы коллегиальных органов на базе отечественного программного обеспечения (ПО). В отчетном году был завершен пилотный проект по развертыванию системы в одной из зарубежных дочерних организаций Группы Газпром. В дальнейшем планируются разработка и тиражирование стандартизированного решения для компаний Группы Газпром.
Вознаграждение органов управления
Вознаграждение членов Совета директоров
По решению Общего собрания акционеров членам Совета директоров в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения. Размеры таких вознаграждений устанавливаются решением Общего собрания акционеров на основании рекомендаций Совета директоров, подготовленных в соответствии с Положением о порядке определения размера вознаграждений членам Совета директоров ПАО «Газпром»Утверждено решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 15 апреля 2015 г. № 2523 (с последующими изменениями).. Документ определяет формулы расчета вознаграждений, предоставляемых членам Совета директоров, закрепляет условия и порядок их получения. Положение предусматривает, что Совет директоров может рекомендовать Общему собранию акционеров не выплачивать вознаграждения членам Совета директоров или выплатить вознаграждение меньше величины, рассчитанной в соответствии с Положением. Также документ закрепляет возможность сокращения в полном объеме вознаграждений членам Совета директоров в случае принятия данным органом решения об отказе в одностороннем порядке от выплаты процентов по облигациям без определения срока их погашения, эмитентом которых является дочернее общество ПАО «Газпром».
Члены Совета директоров, замещающие государственные должности и должности государственной гражданской службы, не получают вознаграждения от ПАО «Газпром».
В ПАО «Газпром» действует Комитет Совета директоров ПАО «Газпром» по назначениям и вознаграждениям, к основным функциям которого относится, в частности, формирование рекомендаций Совету Директоров в отношении политики ПАО «Газпром» по вознаграждению членов Совета директоров, материальному стимулированию членов Правления и Председателя Правления ПАО «Газпром», надзора за ее внедрением и реализацией.
Система вознаграждения членов Совета директоров ПАО «Газпром»
Система вознаграждения членов Совета директоров ПАО «Газпром» в целом соответствует рекомендациям п. 4.2 российского Кодекса корпоративного управленияРекомендован к применению письмом Банка России от 10 апреля 2014 г. № 06-52/2463 «О кодексе корпоративного управления»., в частности:
- размер денежного вознаграждения членов Совета Директоров не привязан к участию в отдельных заседаниях Совета директоров и комитетов Совета директоров;
- в структуре вознаграждения членов Совета директоров не используются формы дополнительного материального стимулирования;
- опционная программа для членов Совета Директоров ПАО «Газпром» не предусмотрена;
- в ПАО «Газпром» не установлены какие-либо дополнительные выплаты или компенсации в случае досрочного прекращения полномочий членов Совета директоров.
Годовым Общим собранием акционеров ПАО «Газпром» 28 июня 2024 г. принято решениеИтоги голосования по вопросу отражены в протоколе Общего собрания акционеров ПАО «Газпром» от 28 июня 2024 г. № 1. выплатить вознаграждение членам Совета директоров ПАО «Газпром», не замещающим государственные должности Российской Федерации и должности государственной гражданской службы, в размерах, рекомендованных Советом директоров ПАО «Газпром». Вознаграждение члену Совета Директоров состоит из трех частей: базовой, дополнительной и премиальной.
Базовая часть | Дополнительная часть | Премиальная часть |
---|---|---|
Выплачивается за осуществление полномочий члена Совета директоров. Размер базовой части вознаграждения является в целом фиксированным и одинаковым для всех членов Совета директоров. | Выплачивается за исполнение членом Совета директоров дополнительных обязанностей, связанных с исполнением функций Председателя Совета директоров, заместителя Председателя Совета директоров, работой в комитетах Совета директоров. Дополнительная часть вознаграждения также является фиксированной и не привязана к участию в отдельных заседаниях комитетов Совета директоров. | Выплачивается за достижение общекорпоративных КПЭ, в том числе «Рентабельность инвестиций акционеров», «Рентабельность акционерного капитала», «Производительность труда», «Интегральный ключевой показатель эффективности инновационной деятельности». Последний КПЭ включает критерии, отражающие оценку достижения показателей в области устойчивого развития, в том числе количество патентов, полученных за расчетный год, и снижение удельных выбросов парниковых газов в CO2-эквиваленте. |
Вознаграждение Правления
В соответствии с Положением о системе годового бонуса руководящих работников ПАО «Газпром» на ежегодной основе Советом директоров ПАО «Газпром» утверждаются целевые и фактические значения общекорпоративных КПЭ деятельности ПАО «Газпром». Годовой бонус членов Правления ПАО «Газпром» (за исключением Председателя Правления) складывается из двух частей: общекорпоративной (80 %) и индивидуальной (20 %). Общекорпоративная часть зависит от достижения КПЭ ПАО «Газпром», индивидуальная часть определяется в зависимости от выполнения индивидуальных целей. Годовой бонус Председателя Правления состоит только из общекорпоративной части.
Если фактическое выполнение КПЭ (цели) не достигло 50 %, то годовой бонус за данный показатель (цель) не выплачивается и общий размер годового бонуса снижается, таким образом обеспечивается взаимосвязь между результатом достижения КПЭ (цели) и размером вознаграждения.
На размер вознаграждения членов Правления влияет, в частности, достижение целей, связанных с устойчивым развитием: показатель «Снижение удельных выбросов парниковых газов в CO2-эквиваленте» включен в состав комбинированного КПЭ системы годового бонуса «Интегральный ключевой показатель эффективности инновационной деятельности».
Вознаграждение членов Ревизионной комиссии
По решению Общего собрания акционеров членам Ревизионной комиссии ПАО «Газпром» в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения. Их размеры устанавливаются решением Общего собрания акционеров на основании рекомендаций Совета директоров, в соответствии с Положением о вознаграждениях членам Ревизионной комиссии ПАО «Газпром»Утверждено решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 9 декабря 2015 г. № 2641 (с последующими изменениями)..
Вознаграждение выплачивается членам Ревизионной комиссии по итогам деятельности за корпоративный год и зависит от степени вовлеченности в работу Ревизионной комиссии, которая отражена в коэффициенте личного участия. При формировании этого показателя также учитывается исполнение дополнительных обязанностей в качестве Председателя Ревизионной комиссии. При досрочном прекращении полномочий, а также избрании члена Ревизионной комиссии на внеочередном Общем собрании акционеров сумма вознаграждения рассчитывается с учетом фактического участия члена Ревизионной комиссии в заседаниях, а его выплата производится пропорционально фактически отработанному времени. Члены Ревизионной комиссии, замещающие государственные должности и должности государственной гражданской службы, не получают вознаграждения.
Система управления устойчивым развитием
Миссия Группы Газпром в области устойчивого развития — вносить позитивный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации и других регионов ее присутствия, следуя принципам экологической и социальной ответственности, чтобы, соответствуя потребностям настоящего времени, сохранять и приумножать возможности будущих поколений.
Подход к управлению устойчивым развитием
Миссию, цели, обязательства Группы Газпром в области устойчивого развития и подходы к их реализации определяет Политика Группы Газпром в области устойчивого развитияУтверждена решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 30 апреля 2021 г. (с последующими изменениями): https://www.gazprom.ru/f/posts/60/091228/2022-04-28-sustainability-policy.pdf..
В отчетном году в Группе Газпром в рамках Плана по реализации Политики Группы Газпром в области устойчивого развитияУтвержден приказом ПАО «Газпром» от 1 сентября 2022 г. № 333. было разработано и принято несколько документов, регулирующих различные аспекты ее деятельности в этой сфере. В частности, были утверждены Методологические подходы по управлению рисками Группы Газпром в области устойчивого развития и методические рекомендации по их применениюУтверждены распоряжением ПАО «Газпром» от 28 февраля 2024 г. № 61., а также принята Программа сохранения биоразнообразия при добыче и разработке месторождений в районах деятельности ПАО «Газпром» на континентальном шельфе Российской Федерации в АрктикеУтверждена приказом ПАО «Газпром» от 13 февраля 2024 г. № 53..
Управление деятельностью в области устойчивого развития является частью системы корпоративного управления ПАО «Газпром». Обязательства в области устойчивого развития распределены между органами управления, структурными подразделениями ПАО «Газпром» и его дочерними обществами и организациями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и внутренними нормативными документами.
Кроме того, в 2024 г. были приняты два документа, определяющие отношения Группы с контрагентами в контексте устойчивого развития: Порядок взаимодействия с потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) ПАО «Газпром» и Компаний Группы ГазпромУтвержден распоряжением ПАО «Газпром» от 27 мая 2024 г. № 148. и Кодекс поведения поставщика (подрядчика, исполнителя) ПАО «Газпром» и Компаний Группы ГазпромУтвержден распоряжением ПАО «Газпром» от 9 августа 2024 г. № 300..
Подробнее с информацией о связи КПЭ в области устойчивого развития и показателей применяемых при планировании деятельности ПАО «Газпром», а также в системе оценки работы членов Правления и иных руководящих работников, мотивации членов Совета директоров ПАО «Газпром» можно ознакомиться в подразделе «Миссия и стратегия».
Подробнее с информацией об индикаторах оценки достижений Группы Газпром в области устойчивого развития можно ознакомиться в соответствующем Приложении.
Подробнее с информацией о риск-менеджменте в Группе Газпром можно ознакомиться в подразделе «Управление рисками».
Подробнее с информацией о закупочной деятельности в Группе Газпром можно ознакомиться в подразделе «Сотрудничество с поставщиками».
Подробнее с информацией о деятельности Группы Газпром в области охраны окружающей среды можно ознакомиться в разделе «Охрана окружающий. Повышение энергоэффективности и энергосбережения».
Структура управления устойчивым развитием
* Подчинено заместителю Председателя Правления
В ПАО «Газпром» реализацией Политики Группы Газпром в области устойчивого развития руководит Председатель Правления ПАО «Газпром», в дочерних обществах и организациях — их генеральные директора.
В ПАО «Газпром» Координационный комитет по вопросам рационального природопользованияСоздан Приказом ПАО «Газпром» от 14 мая 2020 г. № 215..
Он координирует работу подразделений и организаций ПАО «Газпром» в области рационального природопользования, энергоэффективности, охраны окружающей среды и устойчивого развития.
В целях обеспечения комплексного подхода деятельность структурных подразделений ПАО «Газпром» в области экологического и энергетического менеджмента на постоянной основе координируют Рабочая группа по совершенствованию системы экологического менеджмента ПАО «Газпром»Создана приказом ПАО «Газпром» от 14 января 2021 г, № 16. и Рабочая группа по совершенствованию системы управления энергоэффективностью (энергетического менеджмента) ПАО «Газпром»Создана приказом ПАО «Газпром» от 23 декабря 2022 г. № 547.. В Компании также функционирует Координационный комитет по взаимоотношениям с акционерами и инвесторами ПАО «Газпром»Создан приказом ОАО «Газпром» от 17 ноября 2008 г. № 292..
Он обеспечивает комплексный подход и координацию работы структурных подразделений с акционерами и инвесторами Группы Газпром, в том числе потенциальными. Его основные задачи — разработка и проведение единой и последовательной политики по взаимоотношениям с акционерами и инвесторами. Работа с инвестиционным сообществом строится на основе ежегодно разрабатываемого Координационным комитетом плана.
В управлении устойчивым развитием Группы Газпром принимает участие Совет по устойчивому развитию при председателе Научно-технического совета (НТС) ПАО «Газпром»Создан приказом ПАО «Газпром» от 16 ноября 2016 г. № 715.. Его функции включают оценку основных научно-технических проблем отрасли, рассмотрение тенденций развития российского и мирового топливно-энергетического комплекса и конъюнктуры мировых энергетических рынков. Совет также участвует в формировании долгосрочного прогноза развития отрасли и научно-технического развития ПАО «Газпром», готовит предложения по стратегическим вопросам развития ПАО «Газпром», включая концептуальное обоснование перспективных проектов. Помимо этого, он разрабатывает рекомендации по реализации передовых технических идей и технологических решений, новых форм и методов организации производства и управления.
Структурные подразделения ПАО «Газпром», его дочерние общества и организации управляют отдельными вопросами устойчивого развития и реализуют положения Политики Группы Газпром в области устойчивого развития.
Координацию деятельности структурных подразделений ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций в области устойчивого развития осуществляет структурное подразделение ПАО «Газпром», отвечающее за информационную политику ПАО «Газпром».
МВА для устойчивого будущего
С 2014 г. в ВЭШ СПбГЭУ по инициативе «Газпром профсоюза» реализуется программа МВА «Устойчивое развитие и управление социальной сферой компании». Программа направлена на совершенствование управленческих и личностно-деловых компетенций в области устойчивого развития и формирование профессионального сообщества руководителей. Обучение включает восемь двухнедельных модулей и итоговую аттестацию. В 2024 г., дипломы получили 20 работников Группы Газпром, а за все время реализации программы — более 70 работников.
Уровень корпоративного управления, оценки и рейтинги
В соответствии с рекомендациями российского Кодекса корпоративного управления (п. 2.9) в ПАО «Газпром» регулярно проводятся комплексные независимые оценки практики корпоративного управления. Результаты оценки учитываются при подготовке мероприятий по дальнейшему развитию корпоративных стандартов. Начиная с 2014 г. В ПАО «Газпром» трижды проводилась комплексная независимая оценка практики корпоративного управления. В 2014 и 2017 гг. к внешней оценке привлекались эксперты АО «КПМГ» и ООО «Горизонт КФ».
А++.gq
(наивысший)
рейтинг качества управления ПАО «Газпром» по оценке рейтингового агентства АО «Эксперт РА»
В 2023 г. экспертами ООО «Кэпт Налоги и Консультирование»Бывшее российское подразделение международной сети фирм КПМГ. и ООО «Горизонт КФ» проведена очередная независимая комплексная оценка корпоративного управления ПАО «Газпром». Система корпоративного управления ПАО «Газпром» в 2024 г., как и ранее, получила высокие оценки, что в полной мере соотносится с наивысшим рейтингом качества управления, ежегодно присваиваемым ПАО «Газпром» рейтинговым агентством «Эксперт РА» начиная с 2021 г.
В марте 2025 г. рейтинговое агентство АО «Эксперт РА» в очередной раз подтвердило наивысший рейтинг качества управления ПАО «Газпром»
В 2021 г. рейтинговое агентство АО «Эксперт РА» присвоило ПАО «Газпром» наивысший рейтинг качества управления ("A++.gq«)Методология присвоения рейтингов качества управления АО «Эксперт РА» опубликована на сайте организации: www.raexpert.ru..
На протяжении следующих четырех лет, с 2022 по 2025 г., агентство подтверждало этот рейтинг.
Оценка качества управления осуществлялась экспертами по следующим основным направлениям:
- позиционирование (деловая репутация, стратегия развития и д. р.);
- органы управления и контроля;
- информационная прозрачность;
- права акционеров и иных заинтересованных сторон;
- факторы поддержки (дополнительные позитивные изменения);
- стресс-факторы (оказывают значительное негативное влияние на рейтинг).
В числе факторов, позитивно отразившихся на выводах, эксперты отметили высокий уровень организации деятельности коллегиальных органов управления ПАО «Газпром», в том числе:
- высокий уровень нагрузки на Совет директоров (большое количество заседаний);
- вовлеченность Совета директоров и Правления в ESG-повестку;
- влияние достижения целевых показателей в сфере ESG на размер вознаграждения членов Совета директоров и руководства Компании;
- проведение комплексной независимой оценки корпоративного управления ПАО «Газпром».
Важным фактором, который был учтен экспертами в ходе оценки, стал прогресс во взаимодействии с поставщиками и клиентами — формализация порядка взаимодействия с контрагентами и принятие Кодекса поведения поставщика. Среди иных позитивных факторов, повлиявших на оценку, были такие аспекты, как наличие подразделений, осуществляющих функции корпоративного секретаря, с закреплением их прав, обязанностей и компетенции в соответствующих положениях, а также эффективные системы управления трудовыми отношениями, корпоративной этики и противодействия коррупции. Кроме того, были отмечены высокая степень защиты прав собственников и прочих заинтересованных лиц, эффективная система внутреннего контроля, высокий уровень качества стратегического планирования.
Подробнее с информацией о регулирующих документах в области корпоративного управления можно ознакомится на официальном сайте «Газпром».
Подробнее с информацией о результатах взаимодействия Группы Газпром с акционерами и инвесторами можно ознакомиться в Приложении «Практика взаимодействия с заинтересованными сторонами».
Независимая оценка
После ухода зарубежных ESG-рейтингов российские компании переориентировались на национальные системы оценки. Этот тренд был поддержан Банком России, разработавшим модельную методологию для формирования ESG-рейтингов, целью которой стало повышение их прозрачности и унификация оценок.
ПАО «Газпром» активно взаимодействует с рейтинговыми агентствами, укрепляя свои позиции в российских ESG-рейтингах и подтверждая приверженность принципам устойчивого развития.
Рейтинги/рэнкинги/индексы ПАО «Газпром» в области устойчивого развития
Рейтинг/рэнкинг/индекс | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|
Рэнкинг в области устойчивого развития российских компаний промышленного сектора Национального рейтингового агентства (НРА) | 0,814 (1 группа, продвинутый уровень) | 0,796 (1 группа, продвинутый уровень) | 0,796 (1 группа, продвинутый уровень) |
Индекс устойчивого развития российского бизнеса (подготовлен РБК и рейтинговым агентством НКР) | Категория 1 (высокий уровень) | Категория 1 (высокий уровень) | Категория 1 (высокий уровень) |
Рейтинг лучшего работодателя по версии Forbes | Золото | Золото | Золото |
Рейтинг качества управления «Эксперт РА» | A++.gq (наивысший) | A++.gq (наивысший) | A++.gq (наивысший) |
Рейтинг отчетности компаний B области устойчивого развития АК&М | Высший уровень раскрытия | Высший уровень раскрытия | Высший уровень раскрытия |
Индекс МосБиржи — РСПП «Ответственность и открытость» | А (группа лидеров) | А (группа лидеров) | А (группа лидеров) |
Индекс МосБиржи — РСПП «Вектор устойчивого развития» | А (группа лидеров) | А (группа лидеров) | А (группа лидеров) |
Sustainalytics ESG Risk RatingОценка соответствует уровню риска. Чем ниже, тем лучше. | 56,6 | 56,2 | −Агентство приостановило оценивание Компании. |
CHRB | − | 6,4 | −В 2024 г. оценка компаний не проводилась. Ожидается обновление методологии. |
ISS ESG | C− | C− | C− |
RAEX ESG Corporate Ranking | BBB | BBB | BBB |
Финалист Национальной премии «Наш вклад»
В отчетном году ПАО «Газпром» стало финалистом Национальной премии «Наш вклад», подтвердив статус «Партнер национальных проектов» и войдя в топ-5 в номинации «Госкорпорации и госкомпании». Это первая в России премия, оценивающая вклад бизнеса и некоммерческих организаций в достижение национальных целей развития страны и реализацию задач национальных проектов.
Лауреат Национальной премии «Лидеры ответственного бизнеса»
ПАО «Газпром» стало лауреатом Национальной премии «Лидеры ответственного бизнеса», подтвердив свою приверженность принципам ответственного ведения бизнеса, Премия учреждена в 2023 г. по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина и присуждается крупным российским компаниям за раскрытие информации об устойчивом развитии, внедрение принципов корпоративной ответственности.

Корпоративная этика и противодействие коррупции
Корпоративные ценности и этика
В Компании действует Кодекс корпоративной этики ПАО «Газпром», разработанный в 2012 г. с учетом лучших российских и зарубежных практик и действующий в редакции, утвержденной в 2014 г., с последующими изменениями.
В документе закреплены корпоративные ценности ПАО «Газпром», определены основанные на них наиболее важные правила делового поведения, исключающие случаи конфликта интересов и коррупции, предусматривающие ограничения, в частности, в отношении совместной работы родственников, участия работников в компаниях-конкурентах и выборных органах государственной власти, связанные с приемом подарков.
Кодекс этики определяет порядок действий работников в ситуации конфликта интересов, содержит заявление о нетерпимости к коррупционному поведению, устанавливает обязанность руководителей и работников по уведомлению работодателя о поступивших в их адрес предложениях коррупционного характера.
В Кодексе этики закреплены принципы заботы о природе, запрет на дискриминацию работников, установлены механизмы реализации норм корпоративной этики и контроля за их соблюдением.
Существенная тема 4
Соответствие деятельности Группы Газпром нормам законодательства
Существенная тема 12
Противодействие коррупции в Группе Газпром
Корпоративные ценности ПАО «Газпром»
- Профессионализм
- Бережливость
- Взаимное уважение
- Имидж
- Инициативность
- Открытость к диалогу
- Преемственность
Согласно Кодексу этики, ПАО «Газпром» не участвует в политической деятельности и не финансирует политические организации.
Кодекс этики распространен на членов Совета директоров, соответствующие дополнения внесены в Положение о Совете директоров ПАО «Газпром»Утверждено решением годового Общего собрания акционеров ПАО «Газпром» от 30 июня 2016 г., протокол № 1 (с последующими изменениями).. Ежегодно руководящие работники ПАО «Газпром», в том числе члены Правления, оформляют письменные обязательства соблюдать положения Кодекса этики по установленной форме.
В подконтрольных ПАО «Газпром» организациях действуют собственные кодексы корпоративной этики, соответствующие Кодексу этики головной компании.
В 2024 г. в Кодекс корпоративной этики ПАО «Газпром»Утверждено решением годового Общего собрания акционеров ПАО «Газпром» от 30 июня 2016 г., протокол № 1 (с последующими изменениями). были внесены изменения, запрещающие руководителям, работникам и представителям ПАО «Газпром» и подконтрольных ПАО «Газпром» юридических лиц дарить и получать внутригрупповые корпоративные подарки. Организована работа по внесению аналогичных изменений в локальные кодексы корпоративной этики подконтрольных ПАО «Газпром» организаций.
Начиная с 2021 г. проводятся мероприятия по максимальному вовлечению контрагентов ПАО «Газпром», не входящих в Группу Газпром, в его систему корпоративных ценностей. В заключаемые контракты включается разработанная ПАО «Газпром» оговорка о необходимости соблюдения работниками контрагента положений Кодекса этики.
В 2024 г. был утвержден Кодекс поведения поставщика (подрядчика, исполнителя) ПАО «Газпром» и Компаний Группы ГазпромРешение Совета директоров ПАО «Газпром» от 29 октября 2024 г. № 4129. (далее — Кодекс поставщика). Этот документ нацелен на максимальное вовлечение в систему корпоративных ценностей Газпрома его контрагентов, не входящих в Группу Газпром.
Кодекс поставщика призывает придерживаться принципов соответствия профессиональной деятельности установленным требованиям, стандартам, договорным обязательствам, открытости к взаимодействию и сотрудничеству на основе равноправного партнерства и уважения взаимных интересов, гибкости в экономической деятельности, социальной справедливости во взаимоотношениях с работниками.
Обучение в сфере корпоративной этики
Работники компаний Группы Газпром регулярно проходят обучение в рамках электронного курса «Корпоративная этика» с итоговой проверкой знаний в формате тестирования.
Для дистанционного обучения работников сторонних организаций Компания разработала курс «Корпоративная этика в ПАО „Газпром“ для поставщиков». Работники сторонних контрагентов имеют возможность изучить курс этики для поставщиков на сайте ПАО «Газпром», в 2024 г. с ним ознакомились более 5 тыс. пользователей.
Положения Кодекса этики обязательны для исполнения всеми работниками ПАО «Газпром» с 2019 г.
Комиссия по корпоративной этике ПАО «Газпром»
Ответственность за организацию работы по исполнению требований и положений Кодекса этики возложена на постоянно действующую Комиссию по корпоративной этике ПАО «Газпром». Она состоит из семи человек, ее персональный состав назначается приказом ПАО «Газпром».
177 566
работников Группы Газпром прошли обучение в сфере корпоративной этики в 2024 г.
> 5 тыс.
пользователей в 2024 г. ознакомились с курсом этики
Основные направления работы Комиссии по этике
- Разъяснение работникам положений Кодекса этики и порядка его применения;
- Рассмотрение обращений по мере их поступления в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации с привлечением, при необходимости, профильных структурных подразделений, дочерних обществ и организаций, принятие мер реагирования в случаях выявления нарушений Кодекса этики в пределах компетенции;
- Выявление у единоличных исполнительных органов подконтрольных ПАО «Газпром» организаций признаков конфликта интересов и выработка рекомендаций по устранению и минимизации возможных негативных последствий ситуаций конфликта интересов при их выявлении;
- Организация на ежегодной основе работы по оформлению по установленной форме руководителями, в том числе работниками, являющимися членами Совета директоров и членами Правления ПАО «Газпром», письменных обязательств соблюдать положения Кодекса этики.
Кодекс поведения поставщика является общедоступным документом. Подробнее с ним можно ознакомиться на официальном сайте ПАО «Газпром».
Информация о работе Комиссии по этике ежегодно доводится до сведения Председателя Правления ПАО «Газпром». Сведения о соблюдении в ПАО «Газпром» норм корпоративной этики регулярно (не реже одного раза в три года) представляются Совету директоров ПАО «Газпром».
По вопросам разъяснения положений и применения Кодекса этики, получения информации о ставших известными нарушениях этических норм, а также в случае возникновения конфликта интересов работники ПАО «Газпром» обращаются к своему непосредственному руководителю или в Комиссию по этике. Если непосредственным руководителем не приняты меры, направленные на предотвращение или устранение конфликта интересов, либо принятые меры не повлекли устранение конфликта интересов, работник информирует об этом Комиссию по этике.
В 2024 г. Комиссия по этике провела восемь заседаний, на которых был рассмотрен 41 вопрос. Большинство обращений, полученных в 2024 г., касались делового поведения работников ПАО «Газпром» и подконтрольных обществ, ситуаций, имеющих, по мнению заявителей, признаки конфликта интересов, а также разъяснений по вопросам применения отдельных положений Кодекса этики.
Обращения в Комиссию по этике осуществляются посредством сообщений по электронной почте ethics.comission@adm.gazprom.ru, по телефону «Горячей линии» Комиссии по этике +7 (495) 719-11-71 или почтовым отправлением.
Согласно Кодексу этики, меры ответственности работников за нарушение положений Кодекса этики включают:
- общественное порицание;
- публичное осуждение;
- лишение премии (в соответствии с внутренними документами);
- дисциплинарное взыскание (при наличии признаков дисциплинарного проступка).
В подконтрольных ПАО «Газпром» организациях созданы собственные комиссии по корпоративной этике, рассматривающие обращения своих работников в соответствии с кодексами корпоративной этики данных организаций.
Предотвращение конфликта интересов
В Группе Газпром действуют корпоративные механизмы выявления, предотвращения и урегулирования конфликта интересов у членов органов управления ПАО «Газпром».
Выявление, предотвращение и урегулирование конфликта интересов у членов Совета директоров.
В соответствии с п. 5.5 ст. 5 Положения о Совете директоров ПАО «Газпром»:
- члены Совета директоров не должны использовать свое положение и полученную информацию о деятельности ПАО «Газпром» в личных интересах, а также допускать их использование в личных интересах другими лицами;
- члены Совета директоров должны воздерживаться от действий, которые приведут или могут привести к возникновению конфликта интересов;
- при возникновении конфликта интересов у члена Совета директоров:
- член Совета директоров, у которого возник конфликт интересов, должен информировать об этом Совет директоров путем направления уведомления Председателю Совета директоров. Уведомление должно содержать сведения о факте наличия конфликта интересов и основаниях его возникновения,
- Председатель Совета директоров направляет поступившее ему уведомление о наличии конфликта интересов всем членам Совета директоров до принятия решения по вопросу, по которому у члена Совета директоров имеется конфликт интересов,
- член Совета директоров вправе воздержаться от голосования по вопросу, по которому у него имеется конфликт интересов. Председатель Совета директоров в случаях, когда того требуют характер обсуждаемого вопроса либо специфика конфликта интересов, вправе предложить члену Совета директоров, имеющему конфликт интересов, не присутствовать при обсуждении соответствующего вопроса.
- если член Совета директоров, имеющий конфликт интересов, воздержался от голосования или не присутствовал на заседании Совета директоров при обсуждении вопроса повестки дня, по которому у него имеется конфликт интересов, это отражается в протоколе заседания Совета директоров.
В соответствии с п. 45.1 ст. 45 Устава ПАО «Газпром» члены Совета директоров в течение двух месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о наступлении обстоятельств, в силу которых они могут быть признаны заинтересованными в совершении ПАО «Газпром» сделок, обязаны уведомить ПАО «Газпром»:
- о юридических лицах, в отношении которых они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их подконтрольные организации являются контролирующими лицами или имеют право давать обязательные указания;
- о юридических лицах, в органах управления которых они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их подконтрольные лица занимают должности;
- об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами.
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, не порождает конфликта интересов в том случае, если в отношении такой сделки соблюдены требования главы XI Федерального закона «Об акционерных обществах».
Выявление, предотвращение и урегулирование конфликта интересов у членов Правления
В соответствии со ст. 5–8, 10 Кодекса этики, п. 3.4 ст. 3 и п. 5.6 ст. 5 Положения о Правлении ПАО «Газпром»Утверждено приказом ОАО «Газпром» от 4 сентября 2014 г. № 423: https://www.gazprom.ru/f/ posts/60/091228/2014-09-04- regulation-hotline-ru.pdf:
- члены Правления не должны использовать свое положение и полученную информацию о деятельности ПАО «Газпром» в личных интересах, а также допускать их использование в личных интересах другими лицами, должны воздерживаться от действий, которые приведут или могут привести к возникновению конфликта интересов;
- на членов Правления ПАО «Газпром» распространяются ограничения Кодекса этики в отношении совместной работы родственников, участия работников в компаниях-конкурентах и выборных органах государственной власти, ограничения, связанные с приемом подарков, и другие;
- участие членов Правления ПАО «Газпром» в органах управления других организаций допускается только с согласия Совета директоров ПАО «Газпром»;
- в случае возникновения конфликта интересов члены Правления ПАО «Газпром» как его работники могут обращаться в Комиссию по этике.
В 2024 г. информация о наличии конфликта интересов у членов Совета директоров, Правления, Председателя Правления ПАО «Газпром» в Комиссию по корпоративной этике ПАО «Газпром» не поступала. Председателю Совета директоров также не поступало уведомлений от членов Совета директоров о наличии конфликта интересов по вопросам повесток дня органа управления.
ПАО «Газпром» проводит работу по выявлению и предупреждению возникновения конфликта интересов у единоличных исполнительных органов подконтрольных ему организаций. Согласно сложившейся практике, у всех единоличных исполнительных органов подконтрольных организаций на регулярной основе (не реже одного раза в три года) осуществляется сбор и анализ информации о наличии или отсутствии признаков конфликта интересов (путем анкетирования). Для вновь назначенных руководителей объектов вложений соответствующее анкетирование проводится после их назначения на должность.
В случае возникновения конфликта интересов у единоличного исполнительного органа подконтрольной ПАО «Газпром» организации последний обязан проинформировать об этом Комиссию по корпоративной этике ПАО «Газпром».
Противодействие коррупции
Антикоррупционная политика ПАО «Газпром» отражает приверженность руководства и работников Группы Газпром этическим стандартам ведения законного, открытого и честного бизнеса, совершенствования корпоративной культуры, следования лучшим практикам корпоративного управления и поддержания деловой репутации на должном уровне. Этот документ определяет задачи и компетенцию органов управления в области предупреждения и противодействия коррупции, устанавливает комплекс мер, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, ответственность.
Соблюдение положений Политики является обязательным для органов управления и всех работников компаний Группы Газпром.
Основные принципы Антикоррупционной политики
- Принцип соответствия действующему законодательству;
- Принцип личного примера руководства;
- Принцип вовлеченности работников;
- Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции;
- Принцип эффективности антикоррупционных процедур;
- Принцип ответственности и неотвратимости наказания;
- Принцип открытости бизнеса;
- Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
Управление работой по противодействию коррупции
Совет директоров
- Общее руководство деятельностью Группы Газпром в области предупреждения и противодействия коррупции;
- Рассмотрение отчетов исполнительных органов компаний Группы Газпром о деятельности по предупреждению и противодействию коррупции.
Председатель Правления
- Распределение полномочий, обязанностей и ответственности по предупреждению и противодействию коррупции между заместителями Председателя Правления и подразделениями ПАО «Газпром»;
- Организация мероприятий, направленных на реализацию принципов и требований Антикоррупционной политики (включая назначение лиц, ответственных за разработку, внедрение и контроль антикоррупционных процедур).
Комитет Совета директоров по аудиту
- Подготовка предложений по совершенствованию процедур внутреннего контроля в области противодействия коррупции.
Механизмы информирования о коррупции
Порядок подачи и рассмотрения обращений на «Горячую линию» по вопросам противодействия мошенничеству, коррупции и хищениям изложен в Положении о «Горячей линии» по вопросам противодействия мошенничеству, коррупции и хищениям в Группе ГазпромУтверждено приказом ОАО «Газпром» от 4 сентября 2014 г. № 423: https://www.gazprom.ru/f/posts/60/091228/2014-09-04-regulation-hotline-ru.pdf. Сообщения регистрируются, проверяются и передаются в обработку, в процессе которой обеспечивается конфиденциальность личности заявителя, а также переданных им сведений и не допускаются любые меры воздействия в отношении лица, предоставившего информацию.
В случае если сообщение, поступившее на «Горячую линию», касается конфликта интересов или коррупционных и иных действий, подпадающих под регулирование Кодексом корпоративной этики ПАО «Газпром», оно также направляется в Комиссию по корпоративной этике.
При наличии в сообщении сведений о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение направляется в правоохранительные органы.
По итогам обработки информации, поступившей по «Горячей линии», в случаях подтверждения указанной информации, выявления в ходе ее обработки иных фактов, свидетельствующих о мошенничестве, коррупции и хищениях в Группе Газпром, выявления фактов предоставления недостоверной информации о бенефициарах контрагентов Группы Газпром и аффилированности контрагентов Группы Газпром с работниками Группы Газпром Служба корпоративной защиты готовит и в установленном порядке направляет Председателю Правления ПАО «Газпром» заключение, на основании которого принимается решение о необходимости проведения служебной проверки, создания рабочих групп (комиссий) и принятия мер для противодействия мошенничеству, коррупции и хищениям в Группе Газпром.
Обращения по вопросам противодействия мошенничеству, коррупции и хищениям в Группе Газпром осуществляются посредством сообщений по электронной почте hotline@ss.gazprom.ru, по телефону «Горячей линии» +7 (812) 613-11-88 или почтовым отправлением.
Обучение по вопросам в области противодействия коррупции
Работники компаний Группы Газпром проходят обучение по программам антикоррупционной направленности, разработанным «Газпром корпоративный институт», ЧОУ ДПО «Центр предпринимательских рисков» и другими образовательными организациями.
Оценка рисков, связанных с противодействием коррупции, проводится в отношении основных дочерних обществ и организаций Группы Газпром, задействованных в области добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья.
В отчетном году осуществлялось управляемое воздействие на риски финансового ущерба и нанесения вреда репутации, ухудшения экологических показателей, негативного влияния на жизнь и здоровье людей и риски информационной безопасности в целях недопущения их реализации или минимизации ущерба после их реализации.
Среднее количество часов обучения по вопросам противодействия коррупции на одного работника компаний Группы Газпром в год, час.
6 814
работников Группы Газпром прошли обучение по темам в области противодействия коррупции в 2024 г.
Защита персональных данных
Политика обработки персональных данных ПАО «Газпром»Утверждена приказом ПАО «Газпром» от 12 декабря 2024 г. № 453.
Подробнее с информацией о регулирующих документах в области противодействия коррупции можно ознакомиться на официальном сайте ПАО «Газпром».
Управление рисками
В Газпроме последовательно развивается корпоративная Система управления рисками и внутреннего контроля (СУРиВК), призванная минимизировать риски, обеспечить соблюдение регуляторных требований и таким образом укрепить устойчивость бизнеса.
Полномочия и обязательства в этой сфере распределены между органами управления, структурными подразделениями ПАО «Газпром» и его дочерними обществами и организациями. Развитием СУРиВК занимается обособленное структурное подразделение по управлению рисками и внутреннему контролю (ПУРиВК), осуществляющее реализацию единой политики, методологическое обеспечение ее реализации и координацию деятельности по управлению рисками и внутреннему контролю. Деятельность подразделения координирует заместитель Председателя Правления.
Описание и структура СУРиВК
Структура СУРиВК
Корпоративная СУРиВК ПАО «Газпром» соответствует требованиям Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», поручениям и указам Президента Российской Федерации, директивам Правительства Российской Федерации и рекомендациям Росимущества и Банка России, положениям Кодекса корпоративного управления, а также Политике управления рисками и внутреннего контроля ПАО «Газпром»Утверждена решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 25 декабря 2018 г. № 3195. , направленной на достижение поставленных перед ПАО «Газпром» целей.
Процесс управления рисками и внутреннего контроля в ПАО «Газпром» регламентирован Политикой управления рисками и внутреннего контроля ПАО «Газпром», которая соответствует требованиям к функционированию и развитию СУРиВК.
В Политике управления рисками и внутреннего контроля ПАО «Газпром» определены цели и задачи СУРиВК, основные принципы и подходы к ее организации, ее участники и их полномочия, требования к реализации процесса управления рисками.
Ключевые риски ПАО «Газпром» выявляются и оцениваются на регулярной основе, при этом меры реагирования позволяют удерживать уровень идентифицированных ключевых рисков в приемлемом для ПАО «Газпром» диапазоне.
Внутренний контроль ПАО «Газпром» обеспечивает достаточную уверенность в достижении целей бизнес-процессов, владельцами которых являются его соответствующие структурные подразделения.
В отчетном году во исполнение Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и в соответствии с п. 51.2 Устава ПАО «Газпром» были подготовлены и представлены информационные материалы по структурным подразделениям ПАО «Газпром» и компаниям Группы Газпром для проведения оценки надежности и эффективности СУРиВК. Департамент внутреннего аудита ПАО «Газпром» подготовил и представил заключение о СУРиВК Компании в составе информационных материалов на Общее собрание акционеров ПАО «Газпром».
В целях поддержания высокой культуры управления рисками и внутреннего контроля, а также развития профессиональных компетенций и дополнительных навыков работников ПАО «Газпром» и компаний Группы Газпром организуется обучение. В 2024 г. на базе ЧОУ ДПО «Газпром корпоративный институт» были проведены программы повышения квалификации, в которых приняли участие около 1 тыс. работников, представлявших более 100 компаний Группы Газпром.
В Группе Газпром регулярно проводятся консультационные вебинары по вопросам функционирования СУРиВК. Кроме того, на интранет-портале ПАО «Газпром» организована консультационная линия по вопросам управления рисками и внутреннего контроля. В 2024 г. в рамках работы консультационной линии координировалась деятельность, а также оказывалась консультационная поддержка структурным подразделениям ПАО «Газпром», его дочерним обществам и организациям, в том числе по вопросам реализации, развития и совершенствования СУРиВК в ходе изменения бизнес-процессов и устранения недостатков.
В 2024 г. были разработаны и утверждены Методологические подходы по управлению рисками Группы Газпром в области устойчивого развития и методические рекомендации по их применениюУтверждены распоряжением ПАО «Газпром» от 28 февраля 2024 г. № 61. . Новый документ предоставляет методологическую поддержку для структурных подразделений ПАО «Газпром» — владельцев и совладельцев рисков в области устойчивого развития, также риск-координаторов.
Подробнее с информацией о регулирующих документах в области управления рисками и внутреннего контроля в Группе Газпром можно ознакомиться на официальном сайте ПАО «Газпром».
Риски в области охраны окружающей среды, производственной безопасности, закупочной деятельности, кадровой политики, ИТ и ИБ, управления качеством, импортозамещения, санкционной политики и рынков сбыта, присущие деятельности Группы Газпром
Экологический аспект
Риск / группа рисков | Описание риска | Источники риска |
---|---|---|
Риски в области охраны окружающей среды | ||
Природно-климатические | Возможные изменения климата, неблагоприятные природные и гидрометеорологические явления, которые могут нанести | Внешние |
Экологические | Основные виды производственной деятельности по добыче, транспортировке, переработке и хранению углеводородов связаны с риском загрязнения окружающей среды. Воздействие на окружающую среду в результате аварий в процессе производственно-хозяйственной деятельности, воздействие на экосистемы, влекущее загрязнение земель и водоемов, ухудшение почвенно-растительного покрова и развитие эрозионных процессов, могут привести к деградации экосистем, сокращению мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных. | Внутренние и внешние |
Подробнее с информацией о мерах Группы Газпром по управлению рисками в области охраны окружающей среды можно ознакомиться в разделе «Охрана окружающей среды. Повышение энергоэффективности и энергосбережение».
Социальный аспект
Риск / группа рисков | Описание риска | Источники риска | Меры по управлению рисками |
---|---|---|---|
Риски в области кадровой политики | |||
Риски, связанные с персоналом | Эффективность деятельности компаний Группы Газпром зависит от укомплектованности достаточно квалифицированным персоналом, развития профессиональных навыков работников посредством внедрения комплексных программ обучения и повышения квалификации, повышения заинтересованности работников в развитии и обучении. | Внутренние и внешние | В Группе Газпром ведется работа по минимизации рисков в области управления персоналом с помощью мер по обеспечению укомплектованности компаний Группы Газпром персоналом требуемой квалификации, развития профессиональных навыков работников посредством внедрения комплексных программ обучения и повышения квалификации, повышения заинтересованности работников в развитии и обучении. В результате выполнения Комплексной программы повышения эффективности управления человеческими ресурсами ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций на период 2021–2025 гг. и применения мер по снижению вероятности реализации рисков владельцем бизнес-процесса обеспечено удержание уровня рисков в приемлемом диапазоне. |
Риски в области производственной безопасности | |||
Риски охраны труда | Производственная деятельность связана с рисками негативного воздействия на здоровье и безопасность персонала, возникновением аварий, инцидентов и пожаров. | Внутренниеи и внешние | Управление рисками в области производственной безопасности в Группе Газпром осуществляется в рамках функционирования ЕСУПБ. Оценку рисков в этой сфере проводят в каждом дочернем обществе и каждой дочерней организации. Для ключевых рисков разрабатываются мероприятия, направленные на их минимизацию. Результаты идентификации опасностей и оценки рисков используются при определении целей в области производственной безопасности ПАО «Газпром» и его дочерних обществ и организаций. |
Риски пожарной безопасности | |||
Риски промышленной безопасности |
Подробнее с информацией о мерах Группы Газпром по управлению рисками в области производственной безопасности можно ознакомиться в разделе «Безопасность производства».
Подробнее с информацией о мерах Группы Газпром по управлению рисками в области кадровой политики можно ознакомиться в разделе «Люди Группы Газпром».
Управленческий аспект
Риск / группа рисков | Описание риска | Источники риска | Меры по управлению рисками |
---|---|---|---|
Риски в области закупочной деятельности | |||
Риски осуществления закупок | Процессы осуществления закупочной деятельности связаны с рисками несоблюдения требований законодательства, регламентирующего закупочную деятельность. | Внутренние и внешние | В Группе Газпром управление рисками в области закупочной деятельности ведется с помощью механизмов предупреждения и недопущения совершения нарушений при осуществлении закупок, в том числе заложенных в локальных нормативных актах. В Группе Газпром применяются закупочные процедуры, обеспечивающие выбор контрагентов на условиях состязательности, проводится изучение рынка, экспертиза начальных (максимальных) цен товаров, работ, услуг (цен договоров). |
Риски в области ИТ и ИБ | |||
Риски информационных технологий (ИТ) | В процессе цифровой трансформации в Группе Газпром идентифицированы риски, связанные с вводом новых / реализацией существующих внешних секторальных санкций в области ИТ, направленных на снижение надежности функционирования информационно-управляющих, информационных и иных автоматизированных систем. | Внутренние и внешние |
В Группе Газпром ведется работа по управлению рисками в области ИТ и ИБ с помощью следующих мер:
|
Риски информационной безопасности (ИБ) | На деятельность Группы Газпром могут оказать влияние риски информационной безопасности, реализация которых может привести к нарушению целостности, конфиденциальности или доступности информационных ресурсов, информационных активов и вычислительных сетей. | ||
Риски в области управления качеством | |||
Риски снижения уровня качества продуктов, работ и услуг | Деятельность Группы Газпром подвержена риску снижения качества производимых в Группе Газпром продуктов, работ, а также оказываемых услуг. | Внутренние и внешние | В Группе Газпром управление рисками снижения уровня качества осуществляется с помощью мер по контролю качества выпускаемой продукции (работ, услуг) на всех этапах ее жизненного цикла. Чтобы добиться повышения результативности этой работы, в ПАО «Газпром» и компаниях Группы Газпром были внедрены системы менеджмента качества (СМК). В рамках СМК разработаны процедуры управления продукцией несоответствующего качества. При выявлении продукции несоответствующего качества компании Группы Газпром незамедлительно уведомляют об этом потребителей. При этом продукция с неидентифицированным или сомнительным статусом классифицируется как несоответствующая. Управление продукцией несоответствующего качества включает идентификацию такой продукции, проведение необходимой коррекции, повторную верификацию продукции, анализ причин несоответствия для принятия корректирующих действий. |
Подробнее с информацией о мерах Группы Газпром по управлению рисками в области закупочной деятельности можно ознакомиться в подразделе «Сотрудничество с поставщиками».
Подробнее с информацией о мерах Группы Газпром по управлению рисками в области управления качеством можно ознакомиться в подразделе «Управление качеством».
Риск / группа рисков | Описание риска | Источники риска | Меры по управлению рисками |
---|---|---|---|
Риски в области импортозамещения | |||
Риски снижения уровня технологической независимости | Деятельность Группы Газпром подвержена влиянию ограничительных мер в отношении российских компаний, введенных США, ЕС и другими странами. | Внешние | Управление рисками снижения уровня технологической независимости в Группе Газпром ведется путем реализации политики импортозамещения наиболее важных видов продукции и локализации производств с целью технологического развития Группы Газпром. Осуществляется постоянная работа по мониторингу санкций, в том числе возможности введения новых незаконных ограничительных мер со стороны ЕС, США и других недружественных стран в отношении России и российских юридических и физических лиц. |
Риски в области санкционной политики и рынков сбыта | |||
Санкционные | Риск расширения санкционных ограничений и введения санкций США и ЕС в отношении России и российских юридических и физических лиц по причине внешних факторов, приводящий к финансовым (нефинансовым) последствиям для ПАО «Газпром» и проектов Группы Газпром. | Внешние |
|
Ценовые и объемные (товарносырьевые) (на внешних рынках) | Неблагоприятные экономические условия, снижение спроса и цен на энергоносители, снижение и (или) сохранение низкого уровня биржевых котировок в течение длительного периода времени, оказывающие негативное влияние на цены и объемы поставок газа на внешние рынки. |
Подробнее с информацией о мерах Группы Газпром по управлению рисками импортозамещения можно ознакомиться в подразделе «Развитие отечественного производства».
Подробнее с информацией о мерах Группы Газпром по управлению рисками в области ИТ и ИБ можно ознакомиться в подразделе «Цифровая трансформация».
Подробнее с информацией о мерах Группы Газпром по управлению рисками в области ВЭД можно ознакомиться в подразделе «Внешнеэкономическая деятельность».