Указатель учета стандартов и рекомендаций в области устойчивого развития в отчете
Информация, содержащаяся в настоящем Отчете, подготовлена Группой Газпром с учетом:
- Методических рекомендаций Минэкономразвития России (МЭР) по подготовке отчетности об устойчивом развитии;
- Рекомендаций РСПП по использованию базовых индикаторов результативности в корпоративной нефинансовой отчетности;
Рекомендованных национальными регуляторами стандартов для учета при раскрытии информации в нефинансовой отчетности, в том числе:
- Универсальных стандартов для отчетности в области устойчивого развития Глобальной инициативы по отчетности;
- Отраслевого стандарта для нефти и газа для отчетности в области устойчивого развития Глобальной инициативы по отчетности;
- ЮНКТАД;
- Стандартов Совета по стандартам отчетности в области устойчивого развития;
Общие показатели
Операционные и финансовые показатели
- 1. Выручка
- A.1.1. Выручка
- EM-EP-000.A. Производство нефти и природного газа
- 8. Доля закупок российских товаров, работ, услуг в общем объеме закупок товаров, работ, услуг
- 9. Доля закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме закупок у российских организаций
- A.4.1. Процентная доля местных закупок
Обязательные платежи
- 6. Сумма начисленных обязательных платежей (за исключением штрафов, пеней)
- 7. Сумма уплаченных обязательных платежей (за исключением штрафов, пеней)
- 1.3. Начисленные к уплате налоги и другие обязательные отчисления
- А.2.1. Налоги и другие отчисления государству
- 207-1. Подход к налогообложению
- 207-2. Налоговое управление, контроль и управление рисками
Инновации
Качество продукции
Управление устойчивым развитием
Ключевые подходы и документы
- 35. Наличие политики по устойчивому развитию и (или) иных стратегических документов в этой сфере
- 2-22. Заявление о стратегии устойчивого развития
- 2-23. Программные обязательства
- 2-26. Механизмы обращения за консультацией и выражения обеспокоенности
- 2-29. Подход к взаимодействию с заинтересованными сторонами
- 3-1. Процесс определения существенных тем
- 3-2. Перечень существенных тем
- 39. Участие в индексах и рейтингах устойчивого развития (ESG)
Совет директоров
- 37. Количество членов совета директоров, в том числе в разбивке по возрастным группам
- 2-9. Структура и состав управления
- 2-10. Выдвижение и отбор кандидатов в высший орган управления
- 2-11. Председатель высшего органа управления
- 2-12. Роль высшего органа управления в надзоре за управлением воздействиями
- 2-13. Делегирование ответственности за управление воздействиями
- 2-14. Роль высшего органа управления в отчетности об устойчивом развитии
- 2-15. Конфликты интересов
- 2-16. Донесение информации о критически важных проблемах
- 2-17. Коллективные знания членов высшего органа управления
- D.1.3. Члены совета директоров по возрастным группам
- 36. Количество заседаний совета директоров и коэффициент их посещаемости
- D.1.1. Заседания совета директоров и показатели посещаемости
- 38. Количество заседаний аудиторского комитета (комитета по аудиту) и коэффициент их посещаемости
- D.1.4. Заседания комитета по аудиту и показатели посещаемости
- 2-19. Политика вознаграждения
- 2-20. Процесс определения вознаграждения
Противодействие коррупции
Персонал
Занятость и текучесть
- 33. Коэффициент текучести кадров
- 3.1.1. Численность работников с разбивкой по территориальному признаку
- 3.1.2. Уровень текучести кадров
- 2-7. Занятость
- 401-1 / 11.10.2. Набор новых сотрудников и текучесть кадров
Оплата труда
Социальная поддержка персонала
- 28. Расходы на организацию и проведение социальных, физкультурно-оздоровительных, медицинских мероприятий для работников и членов их семей
- C.3.1. Расходы на охрану здоровья и безопасность труда работников
- 1.8. Добровольное пенсионное обеспечение
Обучение персонала
- 31. Среднее количество часов обучения в год на одного работника
- 3.1.10. Число часов обучения на одного работника
- 404-1 / 11.10.6, 11.11.4. Среднее количество часов обучения в год на одного работника
- C.2.1. Количество часов обучения работников
Трудовые отношения
- 32. Доля работников, охваченных коллективным договором
- 3.1.4. Охват работников коллективным договором
- 2-30. Коллективные договоры
- C.4.1. Процент работников, охваченных коллективными договорами
Равные возможности
Производственная безопасность
Травматизм
- 29. Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом
- 3.1.5. Уровень травматизма на производстве
- 3.1.6. Количество несчастных случаев со смертельным исходом
- GRI 403-9 / 11.9.10. Производственный травматизм
- C.3.2. Частота случаев производственного травматизма
Охрана здоровья работников
Расходы на охрану труда
Местные сообщества
Инвестиции в развитие местных сообществ
- 34. Расходы на участие в поддержке социальных программ, не направленных на работников и членов их семей
- 1.7. Инвестиции в сообщество
- 203-1 / 11.14.4. Инвестиции в инфраструктуру и безвозмездные услуги
- A.3.2. Инвестиции в сообщества
Взаимодействие с местными сообществами
- 3.3.1. Взаимодействие с органами власти в области общественно значимых задач (социально-экономического развития территории присутствия организации)
- 3.3.2. Взаимодействие с некоммерческими и неправительственными организациями в области общественно значимых задач
Защита прав человека и противодействие дискриминации
Охрана окружающей среды
Инвестиции в ООС
- 21. Расходы на реализацию мероприятий, связанных с охраной окружающей среды
- 2.12. Инвестиции в объекты охраны окружающей среды
- А.3.1. «Зеленые» инвестиции
Экологические нарушения
Выбросы ПГ
- 20. Выбросы ПГ
- 2.5. Выбросы ПГ
- 305-1 / 11.1.5. Прямые выбросы ПГ (охват 1)
- 305-2 / 11.1.6. Косвенные энергетические выбросы ПГ (охват 2)
- 305-4 / 11.1.8. Интенсивность выбросов ПГ
- 305-5 / 11.2.3. Снижение выбросов ПГ
- B.3.1. Выбросы ПГ (охват 1)
- B.3.2. Выбросы ПГ (охват 2)
- ЕМ-ЕР 110а.1/ЕМ-RM 110а.1/EM-MD-110a.1. Валовые выбросы ПГ (Охват 1)
- ЕМ-ЕР 110а.2. Валовые выбросы ПГ (охват 1) в разбивке
- ЕМ-ЕР 110а.3/ЕМ-RM 110а.2/ EM-MD-110a.2. Долгосрочная и среднесрочная стратегия по сокращению прямых выбросов ПГ
Энергия
- 22. Потребление возобновляемой и низкоуглеродной энергии
- 2.2. Использование энергии
- 2.2.1. Удельное потребление энергии в натуральном выражении
- 302-1 / 11.1.2. Потребление энергии внутри организации
- 302-4. Сокращение энергопотребления
- B.5.1. Доля энергии из возобновляемых источников
Выбросы ЗВ
- 19. Масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников
- 2.6. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу
- 305-7 / 11.3.2. Оксиды азота (NOx), оксиды серы (SOx) и другие значительные выбросы в атмосферу
- EM-EP 120 a.1/ЕМ-RM 120 a.1/EM-MD 120 a.1. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ
Отходы
- 17. Образование отходов I–V классов опасности
- 18. Обращение с отходами I–V классов опасности
- 2.8. Объем отходов
- 306-1 / 11.5.2. Образование отходов
- 306-3 / 11.5.4. Образование отходов
- 306-4 / 11.5.5. Утилизированные отходы
- 306-5 / 11.5.6. Обезвреживание и захоронение отходов
- B.2.1. Образование отходов
- B.2.3. Образование опасных отходов
- ЕМ-RM 150 а.1. Количество образующихся опасных отходов, процент переработанных
Вода
- 13. Объем использованной воды из всех источников водоснабжения
- 2.3. Потребление свежей воды на собственные нужды
- 303-3 / 11.6.4. Забор воды
- В.1.3. Нагрузка на водные ресурсы
- ЕМ-ЕР 140 а.1. 1) Общий забор пресной воды; 2) Общее потребление пресной воды
- 14. Объем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения
- 2.4. Доля повторно использованной воды в общем объеме расхода воды на собственные нужды
- B.1.1. Рециркуляция и повторное использование воды
- 15. Объем сброса загрязненных сточных вод, всего, в том числе без очистки
- 2.7. Сбросы сточных вод
- 303-4 / 11.6.5. Сброс воды
Биоразнообразие
Отчет о соблюдении рекомендаций РСПП
Выполнение рекомендаций РСПП, содержащихся в заключении Совета РСПП по финансовой отчетности, ESG индексам и рейтингам устойчивого развития о результатах рассмотрения Отчета о социальной деятельности Группы за 2022 г. с целью общественного заверения
Рекомендация РСПП | Выполнение | Разделы Отчета |
---|---|---|
Рекомендуется включить сведения о конкретных вопросах, вынесенных на заседания Совета директоров | Выполнено | В Отчете приведены решения Совета директоров относительно вопросов устойчивого развития, вынесенных на заседания Совета:
|
Рекомендуется расширять количество раскрываемых данных, характеризующих ответственную деловую практику | Выполнено | В Отчете раскрываются данные об экономическом эффекте от импортозамещения в Группе по видам деятельности, доля закупок товаров, работ и услуг у российских компаний, информация о цифровизации закупочной деятельности, включая создание Портала контрагентов Группы и обновление раздела о закупках на сайте Группы:
|
Рекомендуется полнее раскрывать вопросы управления рисками, в том числе обозначать меры, принимаемые Компанией для смягчения выявленных рисков | Выполнено | В Отчете описаны риски в области ООС, производственной безопасности, закупочной деятельности, кадровой политики, ИТ и ИБ, управления качеством, импортозамещения, санкционной политики и рынков сбыта, присущие деятельности Группы Газпром:
Отчете раскрыты меры по управлению рисками в различных областях деятельности:
|
Рекомендуется не ограничиваться констатацией факта актуализации ключевых документов и уделять больше внимание содержательным аспектам, поясняя, что новое появляется в документе, чему посвящены изменения или новый документ, какие определены задачи и приоритеты | Выполнено | В Отчете приводится список ключевых документов, регулирующих различные аспекты устойчивого развития, в который включено краткое описание документов, их целей и задач, а также указаны ключевые изменения, внесенные в такие документы в отчетном году: |
Рекомендуется освещать ход реализации Стратегии цифровизации, происходящие в ней изменения, конкретные проекты по внедрению цифровых технологий в Группе Газпром | Выполнено | В Отчете описана реализация стратегии цифровой трансформации в отчетном году, а также конкретные проекты внедрения цифровых технологий в различных областях деятельности Группы:
|
Рекомендуется раскрывать корпоративную политику, базовые принципы и подходы к управлению деятельностью в направлении сохранения биоразнообразия корпоративного центра и дочерних обществ Группы | Выполнено | В Отчете раскрыта информация о принятой в начале 2024 г. Программе сохранения биоразнообразия в Арктике, а также приведено описание благотворительных проектов в области биоразнообразия, которые реализуют ПАО «Газпром» и его ДО:
|
Рекомендуется дополнить представленные сведения о комплексном вкладе Компании в социально-экономическое развитие регионов присутствия информацией о результатах реализованных проектов, а также о долгосрочных социальных эффектах для отдельных целевых групп и регионов в целом | Выполнено | В Отчете содержится информация о ключевых инвестиционных проектах Группы в регионах России, о результатах газификации и догазификации, о проектах поддержки КМН, об итогах благотворительных и волонтерских проектов:
|
Рекомендуется включать информацию, касающуюся запросов и предложений, которые были инициированы представителями заинтересованных сторон в рамках взаимодействия с Компанией в отчетном периоде, а также о принятых Компанией ответных мерах. Следует обратить внимание также на перечень ключевых заинтересованных сторон Компании с точки зрения возможности его дополнения за счет включения поставщиков, учитывая значение вопросов формирования устойчивой цепочки поставок и ответственного подхода к управлению в этой сфере | Выполнено | В Отчете содержится информация о запросах заинтересованных сторон, включая запросы местных сообществ и КМН, инвесторов и акционеров, СМИ, образовательных, научных и общественных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, персонала, деловых партнеров (в том числе поставщиков, подрядчиков, стратегических международных партнеров), потребителей, регуляторов рынка, и ответных мерах Группы: |
Самооценка соблюдения Группой Газпром рекомендаций ГОСТ Р ИСО 26000–2012 «Руководство по социальной ответственности» применительно к выпуску Отчета
Требование/рекомендация | Соблюдение | Комментарий | Раздел Отчета |
---|---|---|---|
Выявление заинтересованных сторон и взаимодействие с ними являются основным элементом реализации социальной ответственности организации | Соблюдается | Отчет о социальной деятельности Группы Газпром содержит перечень заинтересованных сторон и описание взаимодействия с ними. | Приложение «Практика взаимодействия с заинтересованными сторонами» |
Взаимодействие с заинтересованными сторонами включает диалог между организаций и одной или более заинтересованной стороной | Соблюдается | Отчет о социальной деятельности Группы Газпром содержит описание взаимодействия с заинтересованными сторонами. | Приложение «Практика взаимодействия с заинтересованными сторонами» |
Организации следует через соответствующие интервалы времени публиковать отчеты о своих результатах относительно социальной ответственности для затрагиваемых заинтересованных сторон | Соблюдается | Отчеты о социальной деятельности Группы Газпром публикуются ежегодно в открытом доступе на вебсайте Группы. | — |
При предоставлении отчетов своим заинтересованным сторонам организации следует включать [в них] информацию о ее целях и результативности относительно основных тем и применимых проблем социальной ответственности. Ей следует описать, каким образом и когда заинтересованные стороны были вовлечены в подготовку организацией таких отчетов | Соблюдается | Отчет содержит описание процесса определения существенных тем с участием заинтересованных сторон. | Приложение «Об Отчете» |
Охват и масштаб отчета должны быть адекватны размеру и характеру организации | Соблюдается | Отчет охватывает компании, включенные в Группу Газпром, и освещает их социальную деятельность. | — |
Уровень подробности [раскрытия данных в отчете] может отражать опыт организации в составлении таких отчетов | Соблюдается | Отчет подробно раскрывает данные о социальной деятельности Группы. | — |
В отчете должны быть описаны механизмы принятия решений по проблемам, отраженным в отчете, а также способы разрешения этих проблем | Соблюдается | Отчет описывает, каким образом Группа Газпром снижает свои воздействия, а также раскрывает информацию о вкладе Группы Газпром в социально-экономическое развитие страны. | Управление устойчивым развитием Люди Группы Газпром Безопасность производства Развитие регионов Окружающая среда и экологическая политика |
В отчете должны быть представлены цели и результаты деятельности организации, ее продукты и услуги в контексте устойчивого развития | Соблюдается | Отчет включает стратегические цели в области устойчивого развития и представляет результаты их достижения в отчетном году. | Управление устойчивым развитием Люди Группы Газпром Безопасность производства Развитие регионов Окружающая среда и экологическая политика |
Отчет может быть выпущен в различных формах в зависимости от характера организации и потребностей ее заинтересованных сторон | Соблюдается | Отчет публикуется в печатном виде и в электронном формате на сайте Группы. | — |
Дополнительная информация об отчетах относительно социальной ответственности может быть получена из инициатив и инструментов отчетности (на глобальном, национальном или секторальном уровне) | Соблюдается | Отчет соответствует национальным и международным стандартам и рекомендациям в области устойчивого развития. | Приложение «Об Отчете» Приложение «Указатель учета стандартов и рекомендаций в области устойчивого развития в Отчете» |
Подготовка отчетов о результативности в отношении социальной ответственности, сопоставимых и [друг с другом] на протяжении времени, и с отчетами аналогичных организаций | Соблюдается | Отчет сопоставим с отчетами Группы за предыдущие годы, а также с отчетами компаний-аналогов. | — |
Краткое объяснение пропуска в отчетах данных о некоторых вопросах для демонстрации усилий организации в освещении значимых вопросов | Соблюдается | Отчет содержит пояснения касательно изменений и пропусков. | — |
Использование строгого и ответственного процесса для подтверждения точности и надежности исходных данных и информации в целом | Соблюдается | Исходные данные собираются в профильных структурных подразделениях ПАО «Газпром», проверяются их руководителями, а затем участниками рабочей группы по подготовке Отчета. После подготовки проекта Отчета данные вновь проверяют руководители соответствующих подразделений. Отчеты проходят внешнее подтверждение в отношении ключевых показателей устойчивого развития, а также независимое общественное заверение в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), предметом которого является определение полноты и значимости раскрываемой информации. | — |
Использование в процессе подтверждения помощи лица или лиц, независимых от процесса подготовки отчета, внутри организации или вне ее | Отчеты проходят внешнее подтверждение в отношении ключевых показателей устойчивого развития. | Приложение «Прошедшие независимую проверку ключевые показатели» | |
Публикация заявления, свидетельствующего о подтверждении, в качестве части отчета | Соблюдается | С 2021 г. Отчет о социальной деятельности Группы Газпром входит в состав документов, представляемых участникам годового Общего собрания акционеров ПАО «Газпром». Отчет проходит согласование в профильных структурных подразделениях и Председателем Правления ПАО «Газпром», после чего поступает на рассмотрение в Комитет Совета директоров ПАО «Газпром» по устойчивому развитию и на Совет директоров ПАО «Газпром». Отчеты проходят внешнее подтверждение в отношении ключевых показателей устойчивого развития. | Приложение «Об Отчете» Приложение «Прошедшие независимую проверку ключевые показатели» |
Использование групп заинтересованных сторон для определения того, отражает ли отчет применимые к организации и значимые [для нее] проблемы, отвечает ли он нуждам заинтересованных сторон и полностью ли он охватывает рассматриваемые проблемы | Соблюдается | — | Приложение «Об Отчете» |
Принятие дополнительных шагов для достижения прозрачности: предоставление информации такого [характера] и в такой форме, что [она] может быть легко подтверждена | Соблюдается | Отчет содержит ссылки на источники данных. | — |
Сообщение о своем соответствии рекомендациям в отношении отчетности внешних организаций | Соблюдается | При подготовке Отчета использовались Методические рекомендации Минэкономразвития России (МЭР) по подготовке отчетности об устойчивом развитии, рекомендации РСПП по использованию базовых индикаторов результативности в корпоративной нефинансовой отчетности, а также рекомендованные национальными регуляторами стандарты для учета при раскрытии информации в нефинансовой отчетности. | Приложение «Об Отчете» Приложение «Указатель учета стандартов и рекомендаций в области устойчивого развития в Отчете» |