1.9. Система закупок и их локализация
Группа Газпром ведет закупки и взаимодействует с поставщиками, руководствуясь принципами справедливости, открытости и равноправия. Ключевая цель закупочной деятельности — своевременное и полное удовлетворение потребностей Группы Газпром в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями их цены, качества и надежности. Поддерживая устойчивый спрос на высокотехнологичную продукцию, Группа содействует развитию национальной промышленности, вовлекая всё больше отечественных предприятий в процесс освоения оборудования для технологий, ранее не применявшихся в России.
15,4 тыс.
договоров на сумму 919,1 млрд руб. заключено в 2022 г. по итогам конкурентных закупок и маркетинговых исследований
Существенная тема 1
Экономическая результативность Группы Газпром
>99,3 %
доля электронных закупок в общем объеме конкурентных закупок и маркетинговых исследований Группы Газпром
Существенная тема 6
Соответствие деятельности Группы Газпром нормам законодательства
35,6 млрд руб. (3,6 %)
эффективность конкурентных закупок и маркетинговых исследований
Существенная тема 11
Система закупок в Группе Газпром и их локализация
На 19,4 млрд руб. (8 %)
снизилась стоимость от первоначально заявленных ценСнижение цены до объявления конкурентных закупок.
Существенная тема 14
Противодействие коррупции в Группе Газпром
Ключевые документы
- Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
- Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и компаний Группы Газпром (далее — Положение о закупках)Утверждено решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 19 октября 2018 г. № 3168 (с последующими изменениями).
Управление закупками
Система закупок Газпрома базируется на следующих принципах:
- обеспечение безопасности функционирования опасных производственных объектов;
- информационная открытость;
- равноправие;
- справедливость;
- отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств;
- создание условий для конкуренции;
- баланс издержек и ожидаемой экономической выгоды;
- создание условий для своевременного и полного обеспечения потребностей Группы Газпром в товарах, работах, услугах и выявление поставщика (подрядчика, исполнителя), способного своевременно и качественно удовлетворить потребности Заказчика с требуемыми показателями цены, качества и надежности;
- обеспечение безопасности функционирования опасных производственных объектов ЕСГ;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки;
- обеспечение баланса издержек на организацию и проведение процедур конкурентных закупок и ожидаемой экономической выгоды от их результатов.
В целях реализации единой политики в области закупочной деятельности Группы Газпром в соответствии с принципами, установленными Положением о закупках, в ПАО «Газпром» создан Центральный орган управления закупками Группы Газпром.
Экономия ПАО «Газпром» и его дочерних обществ по итогам проведения конкурентных закупок и маркетинговых исследований, млрд руб.(1)
(1) Экономия определена как разница между суммами начальных (максимальных) цен и цен заключенных по итогам закупок договоров с учетом условных затрат на организацию и проведение закупок.
Центральный орган управления закупками Группы осуществляет следующие функции:
- планирование закупок Группы Газпром;
- определение порядка взаимодействия заказчика и организатора, распределение функций между ними при подготовке, организации и проведении закупок Группы Газпром;
- организация и проведение предквалификации, формирование по итогам предквалификации и ведение Реестра потенциальных участников закупок Группы Газпром;
- организация и проведение закупок;
- осуществление контроля закупочной деятельности компаний Группы Газпром;
- установление состава, формы и порядка представления компаниями Группы Газпром информации о закупках и заключенных договорах по результатам закупки товаров, работ, услуг;
- методологическое сопровождение закупочной деятельности компаний Группы Газпром;
- разъяснение порядка применения Положения о закупках и иных вопросов, регламентирующих закупочную деятельность;
- координация деятельности подразделений по подготовке и проведению закупок компаний Группы Газпром.
Для закупок Группа использует Автоматизированную систему электронных закупок ПАО «Газпром» (АСЭЗ). Она охватывает процесс предквалификации потенциальных участников закупок и весь цикл закупки от планирования потребности до заключения и исполнения договора. Закупки в электронной форме проводятся на Электронной торговой площадке ГПБООО «Электронная торговая площадка ГПБ» (ЭТП ГПБ) (секция «Закупки Компаний Группы Газпром»).
При проведении закупокЕдиный Реестр МТР ПАО «Газпром» в документацию о конкурентной закупке может быть включено требование о наличии предлагаемой участниками закупки продукции в Едином Реестре материально-технических ресурсов (МТР), допущенных к применению на объектах Компании и отвечающих требованиям ПАО «Газпром»В соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 19 октября 2018 г. № 3168 (с изменениями, утвержденными решениями Совета директоров ПАО «Газпром» от 19 ноября 2019 г. № 3337, от 20 мая 2021 г. № 3580, от 6 июля 2021 г. № 3625, от 18 января 2022 г. № 3704, от 20 сентября 2022 г. № 3822, от 6 октября 2022 г. № 3829), а также включение соответствующего условия в проект договора.
В ПАО «Газпром» проводится предквалификация поставщиков (подрядчиков, исполнителей), задача которой — формировать Реестр потенциальных участников закупок Группы Газпром, товары, работы и услуги которых соответствуют установленным требованиям к производственным процессам, качеству и безопасности. Организации, подавшие заявки на участие в предквалификации, оцениваются на предмет их правоспособности, платежеспособности, деловой репутации, наличия квалифицированного персонала и материально-технических ресурсов, соблюдения норм и требований законодательства, в том числе в области охраны труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности.
По состоянию на 1 января 2023 г. в Реестр потенциальных участников закупок Группы Газпром включены 1 014 участников процедуры предквалификации, из которых 716 компаний являются субъектами МСП.
В 2022 г. в связи с внешнеполитическими событиями и усилением санкционного давления процедура проведения закупок претерпела определенные изменения. В апреле отчетного года Правительство Российской Федерации выпустило постановлениеПостановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры»., которым был введен запрет на размещение сведений о закупках и информации о поставщиках, заказчиками, в отношении которых иностранные государства и объединения государств ввели санкции и меры ограничительного характера. В связи с принятием указанного постановления размещение сведений о закупках и поставщиках в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС)Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС). приостановлено. Сведения о закупках компаний, в отношении которых введены санкции и меры ограничительного характера, размещались в АСЭЗ и на ЭТП ГПБ и были доступны потенциальным участникам, зарегистрированным на ЭТП ГПБ, за исключением иностранных юридических лиц.
Информация о конкурентных закупках, проводимых компаниями Группы Газпром в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в отношении которых не введены санкции или меры ограничительного характера, размещается в ЕИС, на официальном сайте ПАО «Газпром» (www.gazprom.ru), в АСЭЗ, а также на ЭТП ГПБ, доступ к которой открыт для всех заинтересованных лиц.
Информация о требованиях Группы к участникам закупок, поставщикам и подрядчикам приведена в соответствующих подразделах Отчета:
- о требованиях к соблюдению корпоративной этики — в подразделе «Корпоративная этика»;
- о требованиях к соблюдению экологических норм — в подразделе «Контроль за соблюдением экологического законодательства поставщиками и подрядчиками»;
- о требованиях к соблюдению производственной безопасности — в подразделе «Контроль производственной безопасности в цепочке поставок».
На период с 2022 по 2024 г. в число приоритетных направлений в области управления закупками и МТР входят:
- Создание методологического портала закупок.
- Создание Единого справочника МТР.
- Автоматизация управления процессом подготовки и предсогласования закупочных документов.
- Создание Интерактивной карты поставщиков и закупок.
- Создание Единой базы потенциальных контрагентов.
- Разработка и внедрение новой версии классификатора видов предметов закупок
- Создание Веб-портала Автоматизированной системы электронных закупок ПАО «Газпром» и Единого инструмента прохождения предквалификации, сертификации, корпоративных проверок и получения необходимых допусков.
В 2022 г. Газпромом активно проводилась работа по реализации актуальных проектов, что позволило повысить эффективность закупочных процессов Группы Газпром, сократить сроки проведения процедур закупок, в частности:
- автоматизирован процесс подготовки и предсогласования закупочных документов;
- запущен в опытную эксплуатацию модуль по планированию закупок компаний Группы Газпром (в рамках развития АСЭЗ 2.0);
- автоматизирован расчет стоимости закупок по ряду направлений (в рамках развития АСЭЗ 2.0);
- переведены в электронный формат все объявленные предквалификации, начиная с 30 декабря 2022 г. подать заявку на участие в любой предквалификации ПАО «Газпром» можно в электронном виде посредством специализированного сервиса ЭТП ГПБ.
Цепочка поставок
Закупка МТР
- Газ, энергия, жидкие углеводороды
- Химические материалы
- Газоперекачивающие агрегаты и комплектующие
- Нестандартизированное оборудование
- Трубы большого диаметра и трубопроводная арматура
- Электрооборудование, контрольно-измерительные приборы и аппаратура (КИПиА)
- Общезаводское и газоиспользующее оборудование
- Насосно-компрессорное оборудование
- Газопромысловое и буровое оборудование
Закупка работ и услуг
- Услуги по транспортировке и хранению газа и жидких углеводородов
- Строительно-монтажные работы
- Аренда
- Капитальный ремонт
- Строительство скважин (эксплуатационное бурение и сопутствующие работы)
- Сейсмо- и геолого-разведочные работы
- Транспортно-логистические услуги
- Проектно-изыскательные работы
- Техническое обслуживание и текущий ремонт
- Страхование
- Создание и обслуживание информационно-управляющих систем
Закупки Группы Газпром
Показатель | 2020 | 2021 | 2022 | Изменение 2022/2021, % |
---|---|---|---|---|
Общий объем конкурентных закупок и маркетинговых исследований, млрд руб. | 548,4 | 454,3 | 919,1 | +102,3 |
Всего заключено договоров по итогам конкурентных закупок и маркетинговых исследований, тыс. | 14,6 | 11,7 | 15,4 | +31,6 |
Экономия ПАО «Газпром» и его дочерних обществ по итогам проведения конкурентных закупок и маркетинговых исследований, млрд руб. | 32,2 | 29,9 | 35,6 | +19,0 |
Экономический эффект от импортозамещения, млрд руб. | 14,8 | 16,6 | 24,7 | +48,8 |
Контроль в цепочке поставок
Группа Газпром руководствуется корпоративными принципами противодействия коррупции и мошенничеству и исключения конфликта интересов при проведении закупок и прилагает максимум усилий для предупреждения или урегулирования соответствующих нарушений.
Для подведения итогов конкурентных закупок и маркетинговых исследований создается коллегиальный орган — Закупочная комиссия. Ее персональный состав строго контролируется. Положение о закупках устанавливает конкретные ограничения по участию в Закупочной комиссии, в том числе при наличии конфликта интересов и личной заинтересованности. Такие ограничения включены во исполнение Федерального закона от 11 июня 2022 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Член Закупочной комиссии обязан незамедлительно сообщать о возникновении обстоятельств, указывающих на наличие предусмотренных Положением о закупках ограничений по участию в Закупочной комиссии. При выявлении таких обстоятельств член Закупочной комиссии обязан заявить самоотвод и не должен участвовать в голосовании по подведению итогов (отдельных этапов закупки) при проведении которой возникли соответствующие обстоятельства, заказчик (организатор) обязан заменить его.
Комиссия принимает решение об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по результатам закупки на основе принципов справедливого, равного и объективного отношения к участникам закупки с учетом критериев оценки и сопоставления поданных заявок.). Протоколы заседаний формируются в электронном виде с использованием АСЭЗ.
Административную ответственность за нарушение порядка осуществления закупки товаров (работ, услуг), предусмотренную ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несут лица (юридическое лицо и должностные лица), осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок.
Участники закупки имеют право обжаловать ее результаты в течение 10 дней — ранее этого срока договор по итогам конкурентной закупки и маркетинговых исследований не может быть заключен. Также они могут направлять в ПАО «Газпром» предложения по совершенствованию порядка проведения закупок, замечания и жалобы на действия или бездействие заказчиков, организаторов и их должностных лиц, любые случаи необоснованного ограничения конкуренции при проведении закупочных процедур. Обратная связь для обращений потенциальных участников закупок реализована на официальном сайте ПАО «Газпром» в разделе «Закупки». Все обращения, поступившие в отчетном периоде, были рассмотрены.
В ходе закупочной деятельности Группа Газпром соблюдает требования статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», устанавливающей обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, следуя положениям Антикоррупционной политики.
Также Группа соблюдает Кодекс корпоративной этики ПAO «Газпром», определяющий правила делового поведения, направленные, в частности, на предупреждение или минимизацию последствий конфликта интересов.
Соблюдение антимонопольного законодательства
Группа Газпром строго соблюдает требования антимонопольного законодательства в сфере закупок и создает здоровую конкурентную среду при их проведении. Этому способствуют следующие принципы, закрепленные в Положении о закупках:
- информационная открытость закупок;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки;
- создание условий для конкуренции между хозяйствующими субъектами при проведении закупок.
Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере закупок осуществляется Центральным органом управления закупками Группы Газпром. В частности, в целях минимизации рисков такого характера проводится работа по унификации закупочного процесса в Газпроме, например по внедрению единых правил, типовых форм и шаблонов документов, применяемых компаниями Группы при осуществлении закупок.
В Газпроме утверждены критерии существенности нарушений при осуществлении закупочной деятельности. Ежегодно закупочная деятельность компаний Группы оценивается на предмет отсутствия нарушений, предусмотренных этими критериями. При выявлении нарушений к лицам, допустившим их, применяются меры ответственности.
Группа взаимодействует с антимонопольными органами в рамках рассмотрения жалоб участников проводимых закупок.
Вклад в развитие отечественного производства
99,0 %
доля МТР отечественного производства в централизованных поставкахВ закупках ООО «Газпром комплектация» (специализированная компания Группы по поставкам МТР).
60,3 %
доля субъектов МСП от общего числа поставщиков
468,2 млрд руб.
объем договоров с субъектами МСП (+88,4 % к 2021 г.)
Группа Газпром понимает свою значимую роль в развитии производства в России и вовлекает отечественные компании в процесс разработки импортозамещающих технологий, а также оборудования и материалов для их реализации. Политика Группы направлена на полную замену отечественными аналогами импортной промышленной продукции из недружественных Российской Федерации стран. Текущая ситуация требует принятия срочных решений для оперативного импортозамещения и опережающего технологического развития, в связи с чем в структуре ПАО «Газпром» был сформирован новый Департамент.
В рамках деятельности данного Департамента в отчетном году были подготовлены предложения по реализации 19 ключевых проектов в области импортозамещения. Планы по разработке и внедрению на объектах ПАО «Газпром» импортозамещающей продукции легли в основу девяти проектов соглашений и дорожных карт с промышленными предприятиями Российской Федерации. Подписание этих соглашений намечено на 2023 г.
В 2022 г. на ТЭЦ-22 в Московской области введен в эксплуатацию после реконструкции энергоблок с турбиной Т-295 — новейшей разработкой отечественной конструкторской школы турбостроения.
Это самая мощная в мире турбина по комбинированной выработке тепловой и электрической энергии для потребителей. Всё основное оборудование реконструированного энергоблока произведено в России. Еще одна особенность Т-295 — впервые в российской практике использовано предустановленное оборудование для подключения к интеллектуальной системе аналитики и удаленного мониторинга. Получая информацию с датчиков турбины, система может выявлять потенциальные неисправности и предупреждать о них задолго до появления. Это дает возможность заранее планировать ремонты и предотвращать поломки.
В 2022 г. доля МТР отечественного производства в централизованных закупках Группы Газпром увеличилась, достигнув 99,0 %. Это стало возможно благодаря замене импортных МТР на аналогичное оборудование отечественного производства, а также усилиям Группы по совершенствованию процедур централизованных поставок МТР. Экономический эффект от импортозамещения в сравнении с 2021 г. возрос на 12,8 % и составил 24,7 млрд руб.
Общий объем конкурентных закупок и маркетинговых исследований в 2022 г. вырос вдвое. Это стало возможным, в частности, благодаря заключению договоров на сумму более 256 млрд руб. с заводами-изготовителями труб большого диаметра.
Поддержка малого и среднего бизнеса
Группа Газпром последовательно наращивает сотрудничество с малым и средним бизнесом и расширяет доступ субъектов МСП к закупкам, осуществляемым ПАО «Газпром» и его ДО.
Общий объем договоров Группы Газпром, заключенных в 2022 г. с компаниями, включенными в Единый реестр субъектов МСП, превысил 468 млрд руб. (более 56 тыс. договоров), в том числе по итогам конкурентных закупок и маркетинговых исследований — 9,96 тыс. договоров на сумму 354,6 млрд руб.
Субъекты МСП составили более половины (60 %, или 19,6 тыс.) от общего количества контрагентов Группы Газпром (32,5 тыс.) по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенным в 2022 г.
Для закупок до 1 млн руб. используется электронный сервис ЭТП ГПБ Торговый портал. Свои прайс-листы на нем разместили более 20,5 тыс. поставщиков (746 тыс. номенклатурных позиций товаров, работ, услуг), в том числе более 18 тыс. субъектов МСП. Объем заказов на Торговом портале ЭТП ГПБ в 2022 г. составил 10,1 млрд руб., в том числе у субъектов МСП — 9,4 млрд руб. (93 %).
В 2022 г. была введена в промышленную эксплуатацию новая версия интернет-платформы «Газпром маркет», на которой организована единая удобная среда для взаимодействия заказчика и поставщика в ходе исполнения прейскурантных договоров. Для платформы разработан индивидуальный современный дизайн с учетом подходов известных маркетплейсов, информация о товаре дополнена графическими изображениями, сокращено количество обязательных шагов при формировании и исполнении заказа, что позволило сократить срок согласования заказа с 14 до 5 дней. К заказу на платформе доступны более 1,5 млн товаров. Объем заказов на «Газпром маркет» в 2022 г. составил более 51 млрд руб.
Закупки Группы Газпром у субъектов МСП
Показатель | 2020 | 2021 | 2022 | Изменение 2022/ 2021 |
---|---|---|---|---|
Доля субъектов МСП от общего количества контрагентов, % | 59,6 | 62,1 | 60,3 | –1,8 п. п. |
Объем договоров с субъектами МСП, млрд руб. | 300,5 | 248,5 | 468,2 | +88,4 % |
Всё это стало возможным в том числе благодаря упрощению доступасубъектов МСП к закупкам компаний Группы Газпром: перечень запрашиваемых документов минимален, закупки для МСП проводятся в электронной форме, а финансовое обеспечение заявки не требуется.
В 2022 г. в Газпроме срок оплаты по договорам для таких компаний был сокращен до семи рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.
В 2023 г. Группа планирует принять следующие меры для улучшения системы закупок:
- разработка предложений по внесению изменений в Положение о закупках, направленных на дальнейшее совершенствование закупочной деятельности в Группе Газпром;
- принятие Порядка взаимодействия с потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, а также Кодекса поведения поставщика (подрядчика, исполнителя) ПАО «Газпром» и Компаний Группы ГазпромВ соответствии с Планом мероприятий по реализации Политики Группы Газпром в области устойчивого развития, утвержденным приказом ПАО «Газпром» от 1 сентября 2022 г. № 333.;
- актуализация пилотной Программы партнерства с субъектами малого и среднего предпринимательства и разработка предложений по мерам их поддержки.