2.2. Система управления устойчивым развитием

GRI102-19, 102-20

Управление деятельностью в области устойчивого развития является частью системы корпоративного управления ПАО «Газпром». Обязательства в области устойчивого развития распределены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и внутренними нормативными документами между органами управления, структурными подразделениями ПАО «Газпром» и ДО.

Стратегическое руководство осуществляет Совет директоров ПАО «Газпром», который рассматривает и утверждает внутренние документы высшего уровня по вопросам, относящимся к его компетенции, в том числе в области устойчивого развития.

Комитет Совета директоров ПАО «Газпром» по устойчивому развитию осуществляет предварительное рассмотрение вопросов в сфере устойчивого развития, готовит рекомендации для принятия решений Советом директоров.

Общее руководство аспектами устойчивого развития входит в компетенцию Правления ПАО «Газпром».

Руководство реализацией Политики Группы Газпром в области устойчивого развития в ПАО «Газпром» осуществляет Председатель Правления ПАО «Газпром», в дочерних обществах и организациях — их генеральные директора.

Структурные подразделения ПАО «Газпром», его дочерние общества и организации осуществляют оперативное управление отдельными вопросами устойчивого развития, относящимся к их компетенции, реализуют положения Политики Группы Газпром в области устойчивого развития.

Координацию деятельности структурных подразделений ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций в области устойчивого развития осуществляет структурное подразделение ПАО «Газпром», отвечающее за информационную политику Компании.

Отчет о деятельности Совета директоров и Правления

GRI102-20, 102-22, 102-31, 102-34UNCTADD.1.1, D.1.4
Деятельность Совета директоров ПАО «Газпром» и его комитетов, а также Правления ПАО «Газпром» в 2021 г.
Показатель Совет директоров Комитет по аудиту Комитет по назначениям и вознаграждениям Комитет по устойчивому развитию Правление
Количество членов 11 3 3 3 14
в т. ч. независимых 3 2 2 0 Не применимо
Количество заседаний 63 12 12 2 25
в т. ч. очных 10 15
заочных 53 12 12 2 10
Количество рассмотренных вопросов 167 13 12 2 56
в т. ч. имеющих отношение к устойчивому развитию 42 1 0 2 11

В 2021 г. Совет директоров, его комитеты и Правление на своих заседаниях рассмотрели 56 вопросов, связанных с устойчивым развитием.

GRI102-21

В частности, Комитетом Совета директоров ПАО «Газпром» по устойчивому развитию были рассмотрены результаты внешней аудиторской проверки и независимого общественного заверения Отчета Группы Газпром о деятельности в области устойчивого развития за 2020 г. Совету директоров было рекомендовано продолжить работу по повышению качества соответствующей отчетности.

Кроме того, в 2021 г. Совет директоров ПАО «Газпром» рассмотрел вопрос о результатах совершенствования работы с акционерами и инвесторами ПАО «Газпром».

Информация, полученная в ходе взаимодействия с заинтересованными сторонами, учитывается при дальнейшем развитии корпоративных стандартов.

В ПАО «Газпром» на периодической основе осуществляется комплексный независимый аудит системы корпоративного управления. В рамках аудита внешними экспертами проводится, в частности, оценка уровня развития Совета директоров ПАО «Газпром» и его комитетов.

В 2021 г. рейтинговым агентством АО «Эксперт РА» в рамках независимой оценки качества управления ПАО «Газпром» проведена оценка деятельности коллегиальных органов управления. В своих выводах эксперты отметили высокое качество организации их работы, а именно: компетентность и стабильность составов; наличие старшего независимого директора; формирование профильных комитетов Совета директоров ПАО «Газпром»; избрание председателем Комитета Совета директоров ПАО «Газпром» по аудиту старшего независимого директора; практику страхования ответственности членов Совета директоров ПАО «Газпром» с высоким размером страховой суммы.

А++.gq

(наивысший) рейтинг качества управления ПАО «Газпром» по оценке рейтингового агентства АО «Эксперт РА»

В соответствии с рекомендациями Кодекса корпоративного управления Банка России в Компании регулярно осуществляется внутренняя оценка деятельности членов Совета директоров ПАО «Газпром» и его комитетов (путем самооценки (анкетирования) директоров). Основными направлениями внутренней оценки являются: состав и структура Совета директоров; состав и структура комитетов Совета директоров; организация работы Совета директоров и его комитетов, их ключевые функции.

Согласно итогам анкетирования директоров, проведенного в 2021 г., все члены Совета директоров ПАО «Газпром», как и в предыдущие годы, присвоили наивысшие оценки текущему уровню развития Совета директоров ПАО «Газпром» и его комитетов (4 балла из 4 возможных).

Подробнее с информацией о составе Совета директоров ПАО «Газпром», его комитетах и Правлении можно ознакомиться в Годовом отчете ПАО «Газпром» за 2021 г.

Независимая оценка деятельности Газпрома в сфере устойчивого развития
Индекс Оценка на конец 2020 г. Оценка на конец 2021 г. Дата присвоения оценки
Индекс «Ответственность и открытость» РСПП Выше 0,75 (группа лидеров) А (группа лидеров) 27.12.2021 г.
Индекс «Вектор устойчивого развития» РСПП Выше 0 (группа лидеров) А (группа лидеров) 27.12.2021 г.

Обзор рисков устойчивого развития

Система управления рисками

GRI102-30

Документы, регулирующие управление рисками

  • Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»Редакция от 31 июля 2020 г.;
  • Кодекс корпоративного управления Российской ФедерацииПисьмо Банка России от 10 апреля 2014 г. № 06-52/2463;
  • Рекомендации Банка России по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров по аудиту в публичных акционерных обществахПисьмо Банка России от 1 октября 2020 г. № ИН-06-28/143;
  • Методические указания Росимущества по подготовке положения о системе управления рисками, одобренные поручением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 г. № ИШ-П13-4148;
  • Политика управления рисками и внутреннего контроля ПАО «Газпром»Утверждена решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 25 декабря 2018 г. № 3195.

В Группе Газпром функционирует Система управления рисками и внутреннего контроля (СУРиВК), направленная на обеспечение разумной уверенности в достижении поставленных целей. Создано отдельное структурное подразделение (Управление ПАО «Газпром») по управлению рисками и внутреннему контролю, формирующее единую политику ПАО «Газпром» и организаций Группы Газпром в области управления рисками и внутреннего контроля, осуществляющее методологическое обеспечение ее реализации. Разработана и утверждена Политика управления рисками и внутреннего контроля ПАО «Газпром».

СУРиВК — часть корпоративного управления Группы Газпром, которая интегрирована с системами планирования, подготовки финансовой отчетности, управления проектами, управления производственной безопасностью. Результаты работы СУРиВК ПАО «Газпром» в 2021 г. подтверждены наивысшей оценкой рейтингового агентства АО «Эксперт РА».

Подробнее с информацией о СУРиВК и результатах ее функционировании в 2021 г. можно ознакомиться в Годовом отчете ПАО «Газпром» за 2021 г.

Подход ПАО «Газпром» к управлению существенными рисками, связанными с устойчивым развитием
GRI102-15, 201-2

Наименование рисков / группы рисков

Характеристика группы рисков

Управление / влияние на уровень рисков

Факторы рисков (внутренние/внешние)

Операционные

Производственные риски основных видов деятельности

Основные виды производственной деятельности по добыче, транспортировке, переработке и хранению углеводородов связаны с возможными рисками технологического, технического и природно-климатического характера, а также негативных действий персонала и третьих лиц.

ЕСГ обеспечивает системную надежность поставок газа. Организуется страховая защита имущественных интересов, страхование от перерывов в деятельности на ГПЗ и ответственности при строительстве, ремонте и эксплуатации производственных объектов.

Внутренние и внешние

Экологические

Экологические риски, связанные с производственно-хозяйственной деятельностью

Основные виды производственной деятельности по добыче, транспортировке, переработке и хранению углеводородов связаны с возможным риском загрязнения окружающей среды. Воздействие на окружающую среду в результате возможных аварий в процессе производственно-хозяйственной деятельности, возможное воздействие на экосистемы, влекущее загрязнение земель и водоемов, ухудшение почвенно-растительного покрова и развитие эрозионных процессов, могут привести к деградации экосистем, сокращению мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных.

В рамках экологической политики осуществляется природоохранная деятельность, обеспечивается страхование экологических рисков, внедрены природоохранные технологии, а также реализуются программы и мероприятия по снижению воздействия на окружающую среду.

Проводятся следующие мероприятия:

  • анализ возможных негативных воздействий на окружающую среду и последствий в результате идентифицированных аварийных и чрезвычайных ситуаций;
  • действия по предотвращению, локализации, снижению воздействий и ликвидации последствий;
  • оценка вреда, причиненного окружающей среде в случае аварий и чрезвычайных ситуаций.

Реализуются комплексные мероприятия по повышению надежности трубопроводных систем, стабилизации ландшафтов и восстановлению почвенно-растительного покрова.

Внутренние и внешние

Климатические

Риски, связанные с изменениями климата

Возможные изменения климата, неблагоприятные природные и гидрометеорологические явления, которые могут нанести ущерб зданиям и сооружениям, системам трубопроводного транспорта, инженерным коммуникациям.

Значительная доля объема добычи газа приходится на Западную Сибирь, где климатические условия могут усложнить и увеличить себестоимость добычи.

Снижение выбросов ПГ — часть корпоративной стратегии ПАО «Газпром». Проводятся мероприятия, направленные на минимизацию негативного влияния изменений климата на производственную деятельность. Разрабатываются и внедряются программы энергоэффективности и энергосбережения, эффективные технологические процессы для различных климатических условий; реализуются программы повышения эффективности работы системы добычи, транспортировки и эксплуатации газотранспортной сети, программа по адаптации производственной деятельности ПАО «Газпром» к меняющимся климатическим и геокриологическим условиям.

Внешние

Подробнее с информацией о финансовых аспектах и прочих рисках и возможностях, связанных с изменением климата, раскрываемой в соответствии с рекомендациями TCFD, можно ознакомиться в Приложении к разделу «Охрана окружающей среды».

Рыночные, финансовые и кредитные

Рыночные ценовые и объемные риски

Неблагоприятные экономические условия, снижение спроса и цен на энергоносители, снижение и (или) сохранение низкого уровня биржевых котировок в течение длительного периода времени, которые могут оказать негативное влияние на цены и объемы поставок газа на внешние рынки.

Проводится диверсификация рынков и каналов сбыта энергоносителей, расширение области использования природного газа. Оптимизируются контрактные условия, отражающие текущую рыночную конъюнктуру, определяются разрешенные для использования типы сделок и финансовые инструменты.

Внешние

Валютные риски

Изменения курсов иностранных валют, которые влияют на доходы и расходы, сформированные в валюте иностранных государств.

Обеспечивается оптимальное соотношение активов и обязательств, номинированных в иностранной валюте, рассчитывается выручка с учетом влияния валютного риска, прогнозируются курсы валют с целью формирования прогнозного баланса. Применяются хеджирование рисков рыночных изменений валютных курсов и процентных выплат, а также оптимизация долговой нагрузки.

Внешние

Кредитные риски

Неисполнение, несвоевременное или неполное исполнение контрагентами финансовых обязательств.

Осуществляется оценка и мониторинг кредитоспособности контрагентов. Определяются условия оплаты и обеспечения платежей контрагентов (гарантии, аккредитивы, предоплата). Устанавливаются кредитные лимиты, осуществляется контроль соблюдения кредитных лимитов ПАО «Газпром» и организациями Группы Газпром.

 

Внутренние и внешние

Страновые и региональные

Санкционные

Введение ограничительных мер в отношении российских компаний со стороны США, ЕС и других государств.

Реализуется политика обеспечения технологической независимости и импортозамещения. Осуществляется постоянная работа по мониторингу санкций, в том числе возможности введения новых санкций со стороны США, ЕС и других государств в отношении России и российских юридических и физических лиц.

Внешние

Риски, связанные с транзитом природного газа

Транспорт газа через территорию ряда стран связан с риском невыполнения обязательств по транзиту.

Реализуются мероприятия по диверсификации экспортных маршрутов, расширению возможностей по доступу к ПХГ, развитию торговли СПГ.

Внешние

Корпоративного управления

Существенных рисков корпоративного управления не выявлено

Этические принципы ведения бизнеса

Документы, регулирующие деятельность Группы Газпром в области корпоративной этики

  • Кодекс корпоративного управления ПАО «Газпром»;
  • Кодекс корпоративной этики ПАО «Газпром»;
  • Антикоррупционная политика ПАО «Газпром».

Корпоративная этика

GRI102-16

В Компании действует Кодекс корпоративной этики ПАО «Газпром», разработанный в 2012 г., действующий в редакции, утвержденной в 2014 г. с последующими изменениями и дополнениями (Кодекс этики). Кодекс этики учитывает лучшие корпоративные практики.

В документе закреплены корпоративные ценности ПАО «Газпром», определены основанные на них наиболее важные правила делового поведения, исключающие случаи конфликта интересов и коррупции, предусматривающие ограничения, в частности, в отношении совместной работы родственников, участия работников в компаниях-конкурентах и выборных органах государственной власти, связанные с приемом подарков. Согласно Кодексу этики ПАО «Газпром» не участвует в политической деятельности и не финансирует политические организации.

Корпоративные ценности ПАО «Газпром»

Кодекс этики определяет порядок действий работников в ситуации конфликта интересов, объявляет нетерпимость к коррупционному поведению, устанавливает обязанность руководителей и работников по уведомлению работодателя о поступивших в их адрес предложениях коррупционного характера. В Кодексе этики закреплены принципы заботы о природе, запрета на дискриминацию работников, установлены механизмы реализации норм корпоративной этики и контроля за их соблюдением.

Положения Кодекса этики обязательны для исполнения всеми работниками ПАО «Газпром», а с 2019 г. Кодекс этики распространен на членов Совета директоров. Каждый год руководящие работники Компании оформляют письменные обязательства соблюдать положения Кодекса этики по установленной форме.

Для работников подконтрольных Газпрому организаций Кодекс этики также носит обязательный характер. На основе положений Кодекса этики подконтрольные компании разрабатывают и утверждают собственные кодексы корпоративной этики. На конец отчетного периода все подконтрольные ПАО «Газпром» компании приняли на себя обязательство соблюдать требования корпоративной этики.

Согласно Кодексу этики его положения являются рекомендательными для физических лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, заключенным с Компанией, для подрядчиков и консультантов.

Ввиду универсальности ценностей, закрепленных Кодексом этики, система корпоративной этики в ПАО «Газпром» постоянно развивается, в том числе за счет включения в ее периметр новых субъектов. На основе лучших практик и для максимального расширения периметра контрагентов, разделяющих корпоративные ценности ПАО «Газпром», в 2021 г. Компания продолжила работу по включению в договоры с контрагентами оговорки о Кодексе этики и разработала типовую форму дополнительного соглашения к заключенным ПАО «Газпром» контрактам, включив в него оговорку о Кодексе этики.

ПАО «Газпром» организовано регулярное обучение работников администрации и филиалов ПАО «Газпром», а также его ДО по электронному курсу «Корпоративная этика» с итоговой проверкой знаний в формате тестирования. В 2021 г. соответствующее обучение прошел 229 891 работник.

GRI102-17, 102-25

Ответственность за организацию работы по исполнению требований и положений Кодекса этики возложена на постоянно действующую Комиссию по корпоративной этике ПАО «Газпром» (Комиссия по этике). Комиссия по этике состоит не менее чем из пяти человек, ее персональный состав назначается приказом ПАО «Газпром».

В случае возникновения конфликта интересов у единоличного исполнительного органа подконтрольной ПАО «Газпром» организации последний должен информировать об этом Комиссию по этике.

В 2021 г. Комиссией по этике проведено 9 заседаний, рассмотрено 19 вопросов, что более чем в два раза превышает количество вопросов, рассмотренных в 2020 г.

Наиболее часто обращения работников касаются разъяснений норм Кодекса этики о совмещении работы с иными видами деятельности, о существующих ограничениях на совместную работу родственников, на получение подарков.

Обращения в Комиссию по этике осуществляются посредством сообщений по электронной почте ethics.comission@adm.gazprom.ru, по телефону «Горячей линии» +7 495 719-11-71 или почтовым отправлением.

В подконтрольных ПАО «Газпром» организациях созданы локальные комиссии по корпоративной этике, рассматривающие обращения своих работников в соответствии с локальными кодексами корпоративной этики.

Основные направления работы Комиссии по этике

Разъяснение работникам положений Кодекса этики и порядка его применения.

Рассмотрение обращений по мере их поступления в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации с привлечением, при необходимости, профильных структурных подразделений и ДО.

Выявление у единоличных исполнительных органов подконтрольных ПАО «Газпром» организаций признаков конфликта интересов и выработка рекомендаций по устранению и минимизации возможных негативных последствий ситуаций конфликта интересов при их выявлении.

Организация на ежегодной основе работы по оформлению руководителями, в том числе работниками, являющимися членами Совета директоров и членами Правления ПАО «Газпром», письменных обязательств соблюдать положения Кодекса по установленной форме.

Информация о работе Комиссии по этике ежегодно доводится до сведения Председателя Правления ПАО «Газпром».

В рамках рассмотрения вопросов, касающихся корпоративного управления и взаимодействия с акционерами и инвесторами, Совет директоров Компании также регулярно получает информацию о состоянии дел в сфере корпоративной этики.

По вопросам разъяснения положений Кодекса этики, а также по вопросам его применения либо с информацией о ставших известными нарушениях этических норм работники Компании обращаются к своему непосредственному руководителю или в Комиссию по этике. В случае возникновения конфликта интересов работники должны обращаться к своему непосредственному руководителю, а в ряде случаев — непосредственно в Комиссию по этике.

Если непосредственным руководителем не приняты меры, направленные на предотвращение или устранение конфликта интересов, либо принятые меры не повлекли устранение конфликта интересов, работник информирует об этом Комиссию по этике.

Порядок рассмотрения обращений Комиссией по этике

Антикоррупционные практики

GRI205

Антикоррупционная политика ПАО «Газпром»Утверждена решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 15 ноября 2016 г. № 2846 отражает приверженность руководства и работников Группы Газпром этическим стандартам ведения законного, открытого и честного бизнеса, совершенствования корпоративной культуры, следования лучшим практикам корпоративного управления и поддержания деловой репутации на должном уровне.

Основные принципы Антикоррупционной политики:

  • принцип соответствия действующему законодательству;
  • принцип личного примера руководства;
  • принцип вовлеченности работников;
  • принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции;
  • принцип эффективности антикоррупционных процедур;
  • принцип ответственности и неотвратимости наказания;
  • принцип открытости бизнеса;
  • принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.

Управление работой по противодействию коррупции

Cовет директоров
  • общее руководство деятельностью Группы в области предупреждения и противодействия коррупции;
  • рассмотрение отчетов исполнительных органов Группы о деятельности по предупреждению и противодействию коррупции.
Председатель Правления
  • распределение полномочий, обязанностей и ответственности по предупреждению и противодействию коррупции между заместителями Председателя Правления и подразделениями Группы;
  • организация мероприятий, направленных на реализацию принципов и требований Антикоррупционной политики (включая назначение лиц, ответственных за разработку, внедрение и контроль антикоррупционных процедур).
Комитет Совета директоров по аудиту
  • подготовка предложений по совершенствованию процедур внутреннего контроля Группы в области противодействия коррупции.

В отчетном периоде подтвержденные случаи коррупцииВ соответствии с тем, как термин «коррупция» определен ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» с последующими изменениями и дополнениями, а также на основании вынесенных решений судов Российской Федерации в Группе Газпром отсутствовали.

Работники Группы Газпром проходят обучение по программам антикоррупционной направленности, разработанным «Газпром корпоративный институт», ЧОУ ДПО «Центр предпринимательских рисков», ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» и другими образовательными организациями.

GRI205-2

2970 работников «Газпрома»

в 2021 г. прошли обучение по темам в области противодействия коррупции