1.6. Ответственная цепочка поставок

Ключевая цель закупочной деятельности заключается в своевременном и полном удовлетворении потребностей Группы Газпром в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями их цены, качества и надежности.

Документы, регулирующие закупочную деятельность

  • Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром (далее — Положение о закупках)Утверждено решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 19 октября 2018 г. № 3168 (с изменениями, утвержденными решениями Совета директоров ПАО «Газпром» от 19 ноября 2019 г. № 3337, от 20 мая 2021 г. № 3580, от 6 июля 2021 г. № 3625).

Управление закупками

GRI 103-2GRI 103-3

Система закупок Газпрома базируется на следующих принципах:

  • обеспечение безопасности функционирования опасных производственных объектов;
  • информационная открытость;
  • равноправие;
  • справедливость;
  • отсутствие дискриминации;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств;
  • сотрудничество с поставщиками и подрядчиками, разделяющими корпоративные этические ценности;
  • создание условий для конкуренции;
  • баланс издержек и ожидаемой экономической выгоды.

Закупочной деятельностью в Газпроме руководит Центральный орган управления закупками Группы Газпром. Он действует в соответствии с принципами, установленными Положением о закупках, в сферу его ответственности входит:

  • планирование закупок Группы Газпром;
  • определение порядка взаимодействия заказчика и организатора, распределение функций между ними при подготовке, организации и проведении закупок Группы Газпром;
  • организация и проведение предквалификации, формирование по итогам предквалификации и ведение реестра потенциальных участников закупок Группы Газпром;
  • организация и проведение закупок;
  • осуществление контроля закупочной деятельности компаний Группы Газпром;
  • установление состава, формы и порядка представления компаниями Группы Газпром информации о закупках и заключенных договорах по результатам закупки товаров, работ, услуг;
  • методологическое сопровождение закупочной деятельности компаний Группы Газпром;
  • разъяснение порядка применения Положения о закупках и иных вопросов, регламентирующих закупочную деятельность;
  • координация деятельности подразделений по подготовке и проведению закупок компаний Группы Газпром.

Для закупок Группа использует Автоматизированную систему электронных закупок ПАО «Газпром» (АСЭЗ). Она охватывает процесс предквалификации потенциальных участников закупок и весь цикл закупки от планирования потребности до заключения и исполнения договора. Закупки в электронной форме проводятся на Электронной торговой площадке ГПБООО «Электронная торговая площадка ГПБ» (ЭТП ГПБ) (секция «Закупки Компаний Группы Газпром»), интегрированной с Единой информационной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нуждЕИС и АСЭЗ.

Цепочка поставок Группы Газпром

GRI 102-9
Закупка материально-технических ресурсов (МТР)
  • газ, энергия, жидкие углеводороды;
  • химические материалы;
  • газоперекачивающие агрегаты и комплектующие;
  • нестандартизованное оборудование;
  • трубы большого диаметра и трубопроводная арматура;
  • электрооборудование, контрольноизмерительные приборы и аппаратура (КИПиА);
  • общезаводское и газоиспользующее оборудование;
  • насосно-компрессорное оборудование;
  • газопромысловое и буровое оборудование.
Закупка работ и услуг
  • услуги по транспортировке и хранению газа и жидких углеводородов;
  • строительно-монтажные работы;
  • аренда;
  • капитальный ремонт;
  • строительство скважин (эксплуатационное бурение и сопутствующие работы);
  • сейсмо- и геолого-разведочные работы;
  • транспортно-логистические услуги;
  • проектно-изыскательные работы;
  • техническое обслуживание и текущий ремонт;
  • страхование;
  • создание и обслуживание информационноуправляющих систем.

Этичные закупки

GRI 419-1

Группа Газпром соблюдает корпоративные принципы противодействия коррупции, мошенничеству и исключения конфликта интересов при проведении закупок и принимает меры для предупреждения или урегулирования конфликта интересов и нарушений.

Для подведения итогов конкурентных закупок и маркетинговых исследований создается коллегиальный орган — Закупочная комиссия. Ее состав строго контролируется во избежание конфликта интересов. Комиссия принимает решение об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по результатам закупки на основе принципов справедливого, равного и объективного отношения к участникам закупки с учетом критериев оценки и сопоставления заявок, указанных в документации о закупке (извещении о проведении запроса котировок). Заседания Закупочной комиссии проводятся в соответствии с установленными процедурами и порядком подготовки проведения и формирования протоколов в электронном виде с использованием АСЭЗ. Нарушители порядка организации и осуществления закупки несут административную ответственность.

Участники закупки имеют право обжаловать ее результаты в течение 10 дней. Также они могут направлять в ПАО «Газпром» предложения по совершенствованию порядка проведения закупок, замечания и жалобы на действия или бездействие заказчиков, организаторов и их должностных лиц. Участники закупки могут информировать Группу о необоснованных требованиях к предмету закупки, поставщику (исполнителю), срокам, условиям поставки (выполнения работ, оказания услуг), об иных случаях необоснованного ограничения конкуренции при проведении закупки. Обратная связь для обращений потенциальных участников закупок реализована на официальном сайте ПАО «Газпром» в разделе «Закупки».

В ходе закупочной деятельности Группа Газпром соблюдает требования статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», устанавливающей обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, следуя положениям Антикоррупционной политикиУтверждена решением Совета директоров ПAO «Газпром» от 15 ноября 2016 г. № 2846. Также Группа соблюдает Кодекс корпоративной этики ПAO «Газпром»Утвержден решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 25 февраля 2014 г. № 2309, определяющий правила делового поведения, направленные, в частности, на предупреждение или минимизацию последствий конфликта интересов.

Группа Газпром следует требованиям антимонопольного законодательства в сфере закупок. Это зона ответственности Центрального органа управления закупками Группы, который разрабатывает правовые акты и иные документы, регламентирующие правила закупок с учетом требований антимонопольного законодательства. В Газпроме существуют критерии существенности нарушений при осуществлении закупочной деятельности, и при выявлении таких нарушений Группа привлекает нарушителей к ответственности.

Закупочная деятельность в 2021 г.

>99,5%

доля электронных закупок в общем объеме конкурентных закупок и маркетинговых исследований Группы Газпром

97,4%

доля МТР отечественного производства в централизованных поставках ГазпромуВ закупках ООО «Газпром комплектация» (специализированная компания Группы по поставкам МТР)

11,7 тыс.

договоров на сумму 454,3 млрд руб.

заключили ПАО «Газпром» и его ДО по итогам конкурентных закупок и маркетинговых исследований

29,9 млрд руб.

или 6,2%

эффективность конкурентных закупок и маркетинговых исследованийРазница между суммой начальных (максимальных) цен и суммой цен договоров, заключенных по итогам закупок

На 6,2 млрд руб.

или 5,8 %

снизилась стоимость от первоначально заявленных ценСнижение цены до объявления конкурентных закупок

В отчетном году Группа Газпром заключила договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с более чем 26,4 тыс. контрагентов, в том числе с 26,2 тыс. внешних поставщиков (99 %) и с 274 взаимозависимыми лицами (1% от общего количества контрагентов Газпрома).

В 2021 г. Группа Газпром продолжала расширять доступ субъектов МСП к закупкам, максимально упростив для них закупочные процедуры. Теперь закупки для малых и средних компаний проводятся в электронной форме, перечень запрашиваемых документов сокращен, а финансовое обеспечение заявки не требуется. Кроме того, срок оплаты по договорам сократился до 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги).

Общий объем договоров Группы Газпром, заключенных в 2021 г. с компаниями, включенными в Единый реестр субъектов МСП, превысил 248,5 млрд руб. (более 42 тыс. договоров). В это число входят и договоры, заключенные по итогам конкурентных закупок и маркетинговых исследований, участниками которых являлись только субъекты МСП (4,8 тыс. договоров на сумму более 83,5 млрд руб.). Субъекты МСП составили 60,5 % от общего количества контрагентов Группы Газпром (26,4 тыс.) по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенным в 2021 г.

По состоянию на 1 февраля 2022 г. в Реестр потенциальных участников закупок Группы Газпром включен 881 участник процедуры предквалификации, из которых 632 компании являются субъектами МСП. В 2022 г. ПАО «Газпром» продолжит работу по совершенствованию управления закупочной деятельностью, в том числе в рамках исполнения директив Правительства Российской Федерации, а также в связи с изменением законодательства Российской Федерации.

Ключевые показатели, связанные с закупками Группы Газпром
Показатель 2019 2020 2021 Изменение 2021/2020
Общий объем конкурентных закупок и маркетинговых исследований, млрд руб. 520,1 548,4 454,3 —17,2 %
Всего заключено договоров по итогам конкурентных закупок и маркетинговых исследований, тыс. 16,9 14,6 11,7 —19,9 %
Сокращение затрат компаний Группы Газпром за счет заключения договоров по итогам конкурентных закупок, млрд руб. 19,6 32,2 29,9 —7,1 %
GRI 204-1UNCTAD A.4.1
Показатель 2019 2020 2021 Изменение 2021/2020
Доля МТР отечественного производства в централизованных поставках ГазпромуВ закупках ООО «Газпром комплектация» (специализированная компания Группы по поставкам МТР), % 99,5 97,6 97,4 —0,2 п. п.
Экономический эффект от импортозамещения, млрд руб. 14,8 16,6 21,9 31,9%
Доля субъектов МСП от общего количества контрагентов, % 59,4 59,6 62,1 2,5 п. п.
Объем договоров с субъектами МСП, млрд руб. 381,4 300,5 248,5 —17,3%