3.5. Вклад в российскую экономику
Выплачивая налоги в бюджеты разных уровней, закупая продукцию отечественных производителей, сотрудничая с субъектами МСП, Газпром вносит существенный вклад в развитие экономики страны.
Газпром вошел в топ-5 компаний мирового рейтинга консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG) среди нефтегазовых компаний, обеспечивших своим акционерам наибольший совокупный доход за последние три года. BCG оценивала показатель совокупной акционерной доходности. В рейтинге участвовало 76 компаний с капитализацией не менее 6 млрд долл. США и долей акций в свободном обращении не менее 20 %.
С информацией о ключевых финансово-экономических показателях Группы Газпром можно ознакомиться в Приложении
Показатели вклада Группы Газпром в экономику Российской Федерации, 2017–2020 гг.
Наименование | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
---|---|---|---|---|
ВВП Российской Федерации, млрд руб. | 91 843 | 103 862 | 109 242 | 106 967 |
Валовая добавленная стоимость Газпрома, млрд руб. | 3 392 | 4 807 | 4 255 | 3 391 |
Доля Газпрома в ВВП Российской Федерации, % | 3,7 | 4,6 | 3,9 | 3,2 |
Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации, млрд руб. | 16 027 | 17 782 | 19 329 | 20 118 |
Капитальные вложения Газпрома1, млрд руб. | 1 406 | 1 639 | 1 776 | 1 523 |
Доля капитальных вложений Газпрома в совокупных инвестициях в основной капитал в Российской Федерации, % | 8,8 | 9,2 | 9,2 | 7,6 |
Платежи в бюджеты Российской Федерации всех уровней (налоги и прочие аналогичные платежи), в т. ч.: | 2 315 | 2 959 | 2 822 | 2 116 |
таможенные платежи, млрд руб. | 664 | 932 | 790 | 472 |
НДПИ, млрд руб. | 883 | 1 145 | 1 141 | 812 |
налог на прибыль, млрд руб. | 211 | 285 | 309 | 89 |
налог на имущество, млрд руб. | 148 | 158 | 151 | 154 |
Номинальная сумма дивидендов на одну акцию2, руб. | 8,04 | 8,04 | 16,61 | 15,24 |
Дивиденды на долю государства3, млрд руб. | 96 | 96 | 198 | 181 |
Итого отчисления Газпрома в бюджеты Российской Федерации всех уровней, млрд руб. | 2 411 | 3 055 | 3 020 | 2 297 |
1 Согласно отчету о движении денежных средств консолидированной финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО.
2 Сумма дивидендов на одну акцию, выплаченная по результатам предыдущего года.
3 Дивиденды ПАО «Газпром», приходящиеся на долю государства и подконтрольных государству юридических лиц.
Сергей Сабинин
Оператор по добыче нефти и газа 6-го разряда, заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации. На протяжении 36 лет обеспечивает устойчивость и эффективность технологических процессов по добыче и подготовке газа к транспортировке в ООО «Газпром добыча Уренгой». Автор рационализаторских и новаторских предложений, опытный наставник молодежи.
Вклад в российскую экономикуСозданная и распределенная прямая экономическая стоимость, 2017–2020 гг., млн руб.
Показатель | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
---|---|---|---|---|
Созданная прямая экономическая стоимость | ||||
Выручка от продаж | 6 546 143 | 8 224 177 | 7 659 623 | 6 321 559 |
Чистый доход (расход) по торговым операциям с сырьевыми товарами на ликвидных торговых площадках Европы | (16 352) | 18 015 | (24 957) | 31 349 |
Финансовые доходы (процентный доход) | 83 721 | 72 652 | 90 926 | 60 137 |
Доля в прибыли ассоциированных организаций и совместных предприятий | 126 940 | 232 483 | 207 127 | 136 736 |
Итого по созданной прямой экономической стоимости | 6 740 452 | 8 547 327 | 7 932 719 | 6 549 781 |
Распределенная прямая экономическая стоимость | ||||
Операционные расходы (без учета убытка от обесценения (восстановления убытка от обесценения) нефинансовых активов, амортизации и курсовых разниц по операционным статьям), в т. ч.: | 5 114 635 | 5 539 484 | 5 564 173 | 4 977 263 |
социальные расходы | 34 461 | 42 789 | 45 114 | 40 690 |
оплата труда | 682 060 | 600 812 | 749 708 | 807 824 |
в т. ч. расходы (доходы) по оценочным обязательствам по | ||||
вознаграждениям после окончания трудовой деятельности | 48 522 | (78 937) | 32 241 | 39 554 |
налоги, кроме налога на прибыль | 1 246 059 | 1 498 278 | 1 409 248 | 1 235 822 |
прочие операционные расходы | 3 152 055 | 3 397 605 | 3 360 103 | 2 892 927 |
Финансовые расходы (процентный расход) | 53 332 | 50 378 | 76 426 | 73 445 |
Расходы по текущему налогу на прибыль | 241 817 | 278 233 | 327 618 | 75 606 |
Дивидендные выплаты акционерам1 | 196 059 | 192 822 | 383 060 | 377 363 |
Итого по распределенной прямой экономической стоимости | 5 605 843 | 6 060 917 | 6 351 277 | 5 503 677 |
Нераспределенная экономическая стоимость | 1 134 609 | 2 486 410 | 1 581 442 | 1 046 104 |
1 Показатель «Объявленные дивиденды» из консолидированной финансовой отчетности ПАО «Газпром» по МСФО за соответствующий год.
Инвестиционные проекты Группы Газпром
Инвестиционные проекты Группы Газпром влияют на развитие региональной экономики, вносят вклад в совершенствование инфраструктуры. Их реализация также имеет социальный эффект — обеспечивается занятость населения.
В отчетном году реализация приоритетных инвестиционных проектов продолжена строго по графику, были выполнены все производственные планы. Работа по другим проектам осуществлялась с учетом неблагоприятной внешней среды и неопределенности на рынках энергоносителей.
В соответствии с инвестиционной программой ПАО «Газпром» в новой редакции в 2020 г. объем освоения инвестиций составляет 922,5 млрд руб.
Ключевые инвестиционные проекты компаний Группы Газпром в 2020 г.
Вид деятельности / наименование проекта | Страна, регион |
---|---|
Транспорт | |
Магистральный газопровод «Сила Сибири» | Россия, Республика Саха (Якутия), Амурская обл. |
Магистральный газопровод «Сила Сибири». Участок Ковыкта — Чаянда | Россия, Республика Саха (Якутия), Иркутская обл. |
Развитие газотранспортных мощностей ЕСГ Северо-Западного региона, участок Грязовец — Славянская | Россия, Вологодская обл., Ленинградская обл. |
Система магистральных газопроводов Ухта — Торжок. II нитка (Ямал) | Россия, Республика Коми, Архангельская обл., Вологодская обл. |
Магистральный газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток | Россия, Хабаровский край, Приморский край |
Обустройство сеноман-аптских залежей Харасавэйского ГКМ. Газопровод подключения Харасавэйского ГКМ | Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ |
Система магистральных газопроводов Бованенково — Ухта | Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ |
Магистральный газопровод Моздок — Грозный | Россия, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика |
Добыча | |
Обустройство Чаяндинского НГКМ | Республика Саха (Якутия) |
Обустройство сеноман-аптских залежей Бованенковского НГКМ | Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ |
Обустройство сеноман-аптских залежей Харасавэйского ГКМ | Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ |
Обустройство Ковыктинского ГКМ | Россия, Иркутская обл. |
Обустройство Киринского ГКМ | Россия, шельф о. Сахалин (Охотское море) |
Обустройство Южно-Киринского ГКМ | Россия, шельф о. Сахалин (Охотское море) |
Протяженность магистральных газопроводов, введенных в эксплуатацию за период 2017–2020 гг.
* Линейной части МГ. Подробнее с информацией о реализации инвестиционных проектов Группой Газпром можно ознакомиться в Годовом отчете ПАО «Газпром» за 2020 г.
Реализация инвестиционных проектов ПАО «Газпром» осуществляется в соответствии с проектно-сметной документацией, прошедшей Государственную экологическую экспертизу Российской Федерации. Данная документация содержит в соответствии с законодательством Российской Федерации требования и сведения об объемах инвестиций в части предотвращения, сокращения или устранения загрязнения и других форм деградации окружающей среды.
Развитие отечественной промышленности
97,6 %
доля МТР отечественного производства в централизованных поставках Газпрому
16,6 млрд руб.
экономический эффект от импортозамещения за 2020 г.
Газпром содействует развитию отечественной промышленности, вовлекая российские предприятия в процесс освоения технологий, ранее не применявшихся в нашей стране.
Управление в области импортозамещения
Документы, регламентирующие вопросы импортозамещения в Группе Газпром:
- Корпоративный план импортозамещения ПАО «Газпром»Утвержден приказом ПАО «Газпром» от 26 февраля 2018 г. № 97;
- Перечень наиболее важных видов продукции для импортозамещения и локализации производств с целью технологического развития ПАО «Газпром»Утвержден приказом ПАО «Газпром» от 25 февраля 2020 г. № 88.
Мероприятия в области импортозамещения реализуются в соответствии с Корпоративным планом импортозамещения ПАО «Газпром». Данный документ также регламентирует совершенствование корпоративного механизма управления процессами импортозамещения, включая систему мониторинга и оценки эффективности результатов.
Механизмами реализации мероприятий в сфере импортозамещения являются дорожные карты с регионами Российской Федерации, государственными корпорациями, крупнейшими промышленными предприятиями, а также дорожные карты по типам разрабатываемого оборудования, долгосрочные договоры и Перечень наиболее важных видов продукции для импортозамещения и локализации производств с целью технологического развития ПАО «Газпром». Системная работа в сфере импортозамещения с 2015 по 2020 г. позволила сократить количество наименований Перечня на 70 %. Работа в данном направлении продолжается.
В 2020 г. доля материально-технических ресурсов (МТР) отечественного производства в закупках ООО «Газпром комплектация» (специализированной компании Группы по поставкам МТР) составила 97,6 %.
Доля МТР отечественного производства в поставках ООО «Газпром комплектация», 2017–2020 гг., %
Наименование | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
---|---|---|---|---|
МТР отечественного производства | 99,4 | 99,4 | 99,5 | 97,6 |
МТР импортного производства | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 2,4 |
Предприятия Томской области активно сотрудничают с ООО «Газпром трансгаз Томск». Благодаря разработкам местных компаний за последние три года существенно снизился объем закупок иностранной продукции. Местные предприятия поставляют как традиционную машиностроительную продукцию (кабельно-проводниковые изделия, электроприводы, осевые антипомпажные клапаны), так и новую высокотехнологичную — цифровое радиорелейное и телекоммуникационное оборудование.
Организация взаимодействия с отечественными производителями
ПАО «Газпром» привлекает российские промышленные предприятия и научные организации к выпуску импортозамещающих и высокотехнологичных видов оборудования и материалов. Работа проводится в сотрудничестве с правительствами российских регионов в рамках реализации дорожных карт, направленных на освоение выпуска номенклатуры продукции в соответствии с Корпоративным планом и Перечнем. В 2020 г. выполнялись работы в соответствии с 14 дорожными картами, охватывающими 15 субъектов Российской Федерации.
В основном работа ведется в соответствии с намеченными графиками. В 2020 г. полностью выполнено 32 мероприятия, выполняются 26 мероприятий.
Для нужд ДО ПАО «Газпром» организовано производство и поставки импортозамещающей продукции в рамках восьми долгосрочных договоров.
Контрагентами по данным восьми договорам являются:
- ООО «Уральский завод специального арматуростроения» (шаровые краны специального назначения);
- ООО «Томские технологии машиностроения» (осевые антипомпажные и осевые регулирующие клапаны);
- ОАО «Казанский завод компрессорного машиностроения» (полнокомплектные модульные компрессорные установки серии «ТАКАТ»);
- ООО «СкатЗ» (влагостойкий силикагель для применения на производстве полиэтилена высокой плотности);
- ПАО «Челябинский трубопрокатный завод» (трубы стальные электросварные прямошовные и соединительные детали для подводных и береговых промысловых трубопроводов);
- ООО «Торговый дом Синара — Транспортные Машины» (маневровый локомотив ТЭМГ1, работающий на СПГ);
- АО «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз — Антей» (оборудование и иные элементы обустройства системы подводной добычи углеводородов);
- АО «НПФ «Микран» (комплексы радиорелейной связи).
Особое внимание в ПАО «Газпром» уделяется наукоемким и высокотехнологичным направлениям, таким как производство СПГ и подводная добыча углеводородов. Кроме того, Компания нацелена на развитие проектов, связанных с увеличением глубины переработки углеводородов и ростом объемов производства продукции с повышенной добавочной стоимостью.
Оценка экономической эффективности деятельности в области импортозамещения
В ПАО «Газпром» ежегодно проводится оценка экономической эффективности мероприятий в области импортозамещения. Ее цель — повышение обоснованности принимаемых управленческих решений в части внедрения импортозамещающих технологий, оборудования и материалов на объектах ПАО «Газпром» и его ДО, а также формирование комплексного подхода к планированию мероприятий по обеспечению технологического развития Компании.
Совокупный экономический эффект от импортозамещения в период с 2016 по 2020 г. включительно оценивается в размере 52,2 млрд руб. При этом наблюдается рост величины экономического эффекта от импортозамещения в 2020 г. на 12,5 % по сравнению с аналогичным показателем в 2019 г. — до 16,6 млрд руб.
Наибольший экономический эффект от реализации мероприятий в сфере импортозамещения в период с 2016 по 2020 г. получен по направлениям «Добыча углеводородов» — 26,9 млрд руб., «Транспорт углеводородов» — 18,3 млрд руб.
С информацией об оценке экономической эффективности внедрения импортозамещающих технологий можно ознакомиться в Приложении
Минпромторг России совместно с Минэнерго России сформировал межведомственную рабочую группу, цель которой — решение задач импортозамещения при формировании консолидированного спроса и создании мер государственной поддержки импортозамещающих производителей. Газпром нефть является модератором пяти экспертных групп, входящих в межведомственную рабочую группу.
Газпром энергохолдинг принимает участие в формировании Перечня наиболее важных видов продукции для импортозамещения и локализации производств с целью технологического развития ПАО «Газпром» в рамках своих компетенций. Разработан план мероприятий по импортозамещению продукции, включенной в Перечень. Исполнение плана контролируется на постоянной основе. ПАО «Газпром» взаимодействует с субъектами Российской Федерации в связи с реализацией дорожных карт проектов расширения использования высокотехнологичной продукции, в том числе импортозамещающей. Представители Газпром энергохолдинга включены в состав временной рабочей группы по взаимодействию с субъектами Российской Федерации, ведется работа по исполнению поручений данной рабочей группы.
По состоянию на конец 2020 г. программ импортозамещения в Газпром нефтехим Салавате не существовало. Работа велась в соответствии с Регламентом ПАО Газпром «О подборе аналогов МТР» без разделения на импортные и отечественные продукты. Основные ее задачи — создать конкуренцию между поставщиками за счет расширения перечня допущенных аналогов, а также обеспечить независимость Газпром нефтехим Салавата от поставок МТР из отдельных стран.
Взаимодействие с субъектами малого и среднего предпринимательства
59,6 %
доля субъектов МСП от общего количества контрагентов
300,5 млрд руб.
объем договоров с субъектами МСП в 2020 г.
ПАО «Газпром» реализует комплекс мероприятий по расширению доступа субъектов МСП к закупкам, осуществляемым ПАО «Газпром» и его ДО. Для привлечения субъектов МСП к сотрудничеству максимально упрощены процедуры закупок, в которых они могут участвовать:
- закупки проводятся в электронной форме;
- требуется минимальный перечень документов;
- финансовое обеспечение заявки не требуется.
Общий объем договоров Группы Газпром, заключенных в 2020 г. с субъектами МСП, включенными в Единый реестр субъектов МСППо итогам предквалификации на 1 февраля 2021 г. в Реестр включены 809 организаций, в том числе 577 субъектов МСП, превысил 300,5 млрд руб. (более 35,8 тыс. договоров), в том числе по итогам конкурентных закупок и маркетинговых исследований, участниками которых являлись только субъекты МСП, — 4,9 тыс. договоров на сумму более 86,0 млрд руб.
Всего в 2020 г. по итогам конкурентных закупок и маркетинговых исследований было заключено более 14,6 тыс. договоров на сумму 548,4 млрд руб. При этом достигнута экономия (разница между суммами начальных (максимальных) цен и цен заключенных договоров) в 5,5 %, или 32,2 млрд руб.
По договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенным в 2020 г., доля субъектов МСП от общего количества контрагентов Группы Газпром составила более 59,6 % (или 13,2 тыс. договоров из 22,2 тыс.).
Для закупок до 1 млн руб. используется электронный сервис ЭТП ГПБ «Торговый портал закупок малого объема». Свои прайс-листы на нем разместили более 14 тыс. поставщиков (415 тыс. номенклатурных позиций товаров, работ, услуг), в том числе более 11 тыс. субъектов МСП. Объем заказов на «Торговом портале закупок малого объема» в 2020 г. составил 3,19 млрд руб., в том числе у субъектов МСП — 2,11 млрд руб. (66,1 %).
В рамках работы Системы «одного окна» в 2020 г. в ПАО «Газпром» поступило 134 обращения от субъектов МСП, а также от индивидуальных предпринимателей.
В Системе годового бонуса руководящих работников Компании начиная с 2015 г. для отдельных руководящих работников ПАО «Газпром» ежегодно устанавливается индивидуальная цель по доле закупок товаров, работ, услуг у субъектов МСП, включая закупки инновационных товаров (работ, услуг), научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в совокупном годовом стоимостном объеме договоров, заключенных заказчиком по результатам закупок.
Индивидуальная цель по доле закупок товаров, работ, услуг у субъектов МСП в 2020 г. достигнута в полном объеме.
Планы по развитию отечественной промышленности
ПАО «Газпром» планирует продолжать взаимодействие с отечественными производителями с целью максимального использования потенциала российских предприятий и организацию работы по выполнению новых требований законодательства о минимальной доле закупок отдельной продукции российского производства.
Налоговая политика Группы Газпром
Газпром является одним из крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации. В 2020 г. размер налоговых платежей Группы составил 2 116 млрд руб.; 60,7 % этих платежей составляют налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенные платежиДля целей подготовки консолидированной финансовой отчетности информация об объемах налогов, перечисляемых организациями Группы Газпром в региональные бюджеты в разбивке по федеральным округам, не собирается. C 1 января 2021 г. планируется реализовать сбор данных в формах корпоративной (специализированной) бухгалтерской отчетности.
В рамках Межстрановой отчетности ПАО «Газпром» в качестве материнской компании международной группы компаний, в соответствии со статьей 105.16-3 Налогового кодекса Российской Федерации, представляет в ФНС России страновой отчет, в срок не позднее двенадцати месяцев с даты окончания отчетного периода.
Организации, показатели которых включены в страновой отчет за 2019 г. (подготовка которого была завершена в декабре 2020 г.), являются резидентами 48 налоговых юрисдикций. При этом более 80 % организаций международной группы компаний ПАО «Газпром» расположены на территории Российской Федерации и на их долю приходится основная величина всех показателей странового отчета.
Показатели данного странового отчета включают показатели организаций, входящих в консолидированную финансовую отчетность Группы Газпром, подготовленную в соответствии с МСФО, являющихся налоговыми резидентами 35 юрисдикций.
Управление вопросами налогообложения в ПАО «Газпром»
Налоговая стратегия ПАО «Газпром» устанавливает долгосрочные цели и задачи Компании и организаций Группы Газпром в сфере налогообложения. Налоговая стратегия ПАО «Газпром» размещена на корпоративном интранет-сервере Компании. Стратегия утверждается Правлением ПАО «Газпром», периодичность актуализации — по мере необходимости.
ПАО «Газпром» проводит единую налоговую политику и обеспечивает единообразный подход к соблюдению требований налогового законодательства всеми организациями Группы Газпром.
Основными принципами при формировании такого подхода являются:
- законность, основой которого является неукоснительное и строгое соблюдение требований налогового законодательства Российской Федерации и других стран присутствия Группы Газпром при определении налоговых обязательств;
- рациональность, оптимальность и разумная осмотрительность налогового планирования: механизмы и возможности налогового планирования должны использоваться рационально с учетом интересов акционеров и стратегических целей Компании;
- гибкость и оперативность: налоговая политика должна быстро реагировать на динамично меняющуюся среду и адаптироваться к работе в новых условиях;
- централизация и унификация: процессы управления налогообложением должны координироваться на системной основе из единого методологического центра в лице Компании.
Инструментом реализации указанных принципов является поиск и использование наиболее эффективных с точки зрения налогообложения решений в процессе хозяйственной деятельности.
Налоговая стратегия ПАО «Газпром» нацелена на реализацию корпоративной стратегии и направлена на становление ПАО «Газпром» в качестве лидера среди глобальных энергетических компаний. Ответственное и добросовестное исполнение Компанией налоговых обязательств напрямую влияет на показатели эффективности реализации стратегических бизнес-целей ПАО «Газпром».
Марина Поповичева
Дарья Мухина
В составе команды профессионалов разрабатывают параметры налогового окружения строительства и эксплуатации магистрального газопровода «Сила Сибири». Благодаря проделанной работе справедливые налоговые отчисления от проекта получают бюджеты всех уровней, развивается инфраструктура, создаются дополнительные рабочие места, растет уровень жизни населения.
Управление вопросами налогообложения в ПАО «Газпром»Налоговые риски
В соответствии с Классификатором рисков ПАО «Газпром, его дочерних обществ и организацийУтвержден приказом ПАО «Газпром» от 15 декабря 2017 г. № 848 (в редакции от 16 января 2020 г. № 8) в состав операционных рисков включаются налоговые риски, связанные с исчислениями и расчетами по налогам, сборам и страховым взносам, неверным исчислением налоговой базы, и риски налоговой политики, связанные с выбором неэффективных налоговых моделей и схем, риски трансфертного ценообразования, риски неправомерных действий налоговых органов. Основные подходы к идентификации, оценке, реагированию, мониторингу, представлению отчетности и информации по управлению операционными рисками определены в Положении о Системе управления операционными рисками Группы ГазпромУтверждено приказом ПАО «Газпром» от 11 июля 2019 г. № 291.
Самооценка на предмет соблюдения требований системы налогового управления и контроля проводится на основе результатов реализованных мероприятий налогового контроля, а также информации, представляемой организациями Группы Газпром в соответствии с локальными нормативными актами Компании и организаций Группы.
Факты нарушений в области налогообложения устанавливаются компетентными органами государственной власти в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации или зарубежных стран. В случае выявления налоговыми органами нарушений в области налогообложения со стороны ДО и фиксации выявленных нарушений в актах проверок, организации Группы Газпром незамедлительно информируют об этом ПАО «Газпром».
Достоверность сведений, раскрываемых ПАО «Газпром», подтверждается внешним аудитором. Отчетность публикуется на сайте.
Взаимоотношения с заинтересованными сторонами по вопросам налогообложения
Ключевой принцип взаимодействия с заинтересованными сторонами — открытость, поскольку выстраивание конструктивного диалога крайне необходимо для формирования основы принятия экономически взвешенных управленческих решений, развития бизнеса, а также реализации стратегических целей Группы Газпром.
ПАО «Газпром» активно взаимодействует с органами власти — Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в лице Минфина России, Минэкономразвития России, Минэнерго России, а также ФНС России и другими. Компания участвует в деятельности профессиональных сообществ: Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Экспертного совета при Комитете по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и других.
Кроме того, ПАО «Газпром» на постоянной основе ведет диалог с представителями международных рейтинговых агентств: Moody’s Investors Service (Moody’s), Fitch Ratings и Standard & Poor’s (S&P), оперативно комментируя вопросы интервьюеров относительно оценки уровня текущей и прогнозируемой налоговой нагрузки.
Переход организаций Газпрома на налоговый мониторинг: результаты 2020 г.
В 2020 г. выполнялись работы по внедрению витрины данных для перехода организаций Группы Газпром на налоговый мониторинг. Проводились работы по ее расширению для присоединения ДО к режиму налогового мониторинга, совершенствования процессов взаимодействия с налоговыми органами, формирования налоговой отчетности и контрольных процедур.
Переход организаций Группы Газпром на налоговый мониторинг происходит поэтапно. В рамках первых двух этапов перехода участниками налогового мониторинга стали 7 организаций Группы Газпром. В 2020 г. решения о проведении налогового мониторинга были приняты еще в отношении 17 организаций, которые переходят на данный режим налогового контроля с 2021 г. Также с 2022 г. запланирован переход еще 12 организаций. По завершении данного этапа в рамках налогового мониторинга будет осуществляться налоговый контроль 36 ключевых организаций основных видов деятельности.
Планы ПАО «Газпром» в области налоговой политики на 2021–2023 гг.Постановлением Правления ПАО «Газпром» от 10 декабря 2020 г. № 52 утверждены Основные направления налоговой политики ПАО «Газпром» на 2021 год и на плановый период 2022–2023 годов
- Минимизация рисков, связанных с неисполнением контрагентами налоговых обязательств.
- Исполнение требований налогового законодательства по трансфертному ценообразованию.
- Поэтапный переход организаций Группы Газпром на налоговый мониторинг.
- Формирование благоприятного налогового режима.
- Адаптация к изменениям российского и международного налогового законодательства, налоговым инициативам ЕС.
- Повышение налоговой эффективности и управление налоговыми рисками.