1.1. Управление деятельностью в области устойчивого развития

GRI102-16

Миссия Группы Газпром в области устойчивого развития — вносить позитивный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации и других регионов присутствия, следуя принципам экологической и социальной ответственности, чтобы, соответствуя потребностям настоящего времени, сохранять и приумножать возможности будущих поколений.

Управление деятельностью в области устойчивого развития является частью системы корпоративного управления ПАО «Газпром».

Система управления деятельностью в области устойчивого развития в ПАО «Газпром»
GRI102-20
GRI102-19, 102-20, 102-22, 102-26, 102-31, 102-34

Руководство текущей деятельностью Компании, в том числе экономическими, экологическими, социальными вопросами, находится в компетенции Правления и Председателя Правления в соответствии с разграничением полномочий, закрепленным в Уставе ПАО «Газпром» и положениях, регламентирующих их деятельность. Председатель Правления и Правление подотчетны Общему собранию акционеров и Совету директоров Компании.

Деятельность Совета директоров ПАО «Газпром» и его комитетов в 2020 г.
Показатель Совет директоров Комитет по аудиту Комитет по назначениям и вознаграждениям
Количество членов 11 3 3
в т. ч. независимых 3 2 2
Количество заседаний62128
Очные 5 0 0
Заочные 57 12 8
Количество рассмотренных вопросов 163 13 10
Количество рассмотренных вопросов, имеющих отношение к устойчивому развитию 17 2 4

Председатель Правления вправе делегировать свои полномочия другим работникам Компании, в том числе путем издания распорядительных документов, касающихся распределения компетенций, выдачи доверенностей на право представлять интересы Компании перед третьими лицами.

В ПАО «Газпром» созданы структурные подразделения, ответственные за различные направления деятельности Компании, в том числе курирующие вопросы финансов, стратегии, ООС, охраны труда, управления персоналом и другие. Их руководители подчиняются Председателю Правления напрямую либо опосредованно.

Деятельность в области устойчивого развития регламентируется рядом ключевых стратегических документов Газпрома.

Деятельность ПАО «Газпром» в области устойчивого развития и его подходы к реализации обязательств, принятых в области устойчивого развития, регламентируются Политикой Группы Газпром в области устойчивого развития, утвержденной решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 30 апреля 2021 г. № 3576.

Ключевые стратегические документы Газпрома
GRI102-26

В области развития экономического потенциала:

  • Долгосрочная программа развития ПАО «Газпром»;
  • Программа инновационного развития ПАО «Газпром» до 2025 г.;

В области формирования подходов к управлению:

  • Кодекс корпоративного управления ПАО «Газпром»;
  • Политика ПАО «Газпром» в области качества;
  • Антикоррупционная политика ПАО «Газпром»;
  • Положение о «Горячей линии» по вопросам противодействия мошенничеству, коррупции и хищениям в Группе Газпром;
  • Дивидендная политика ПАО «Газпром»;
  • Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром;
  • Политика управления рисками и внутреннего контроля ПАО «Газпром».

В области охраны окружающей среды:

  • Экологическая политика ПАО «Газпром»;
  • Политика ПАО «Газпром» в области энергетической эффективности и энергосбережения;
  • Комплексная экологическая программа ПАО «Газпром» на период 2020–2024 гг.;
  • Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности ПАО «Газпром».

В области кадровой, социальной политики и соблюдения прав человека:

  • Политика управления человеческими ресурсами ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций;
  • Концепция региональной политики ПАО «Газпром»;
  • Комплексная программа повышения эффективности управления человеческими ресурсами ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций;
  • Политика ПАО «Газпром» в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, безопасности дорожного движения;
  • Генеральный коллективный договор ПАО «Газпром» и его дочерних обществ;
  • Стратегия развития системы управления производственной безопасностью ПАО «Газпром»;
  • Кодекс корпоративной этики ПАО «Газпром».

Дмитрий Пашковский

Начальник Департамента ПАО «Газпром», в зоне ответственности которого — формирование и реализация единой политики управления рисками и внутреннего контроля. Постоянное развитие и совершенствование корпоративной интегрированной системы обеспечивает разумные гарантии достижения стратегических целей, выполнения экологических и социальных обязательств Группы Газпром.

Управление деятельностью в области устойчивого развития

Ключевые воздействия, риски и возможности

Управление рисками и внутренний контроль

Основные документы, регламентирующие деятельность в области управления рисками и внутреннего контроля в Группе Газпром:
  • Политика управления рисками и внутреннего контроля ПАО «Газпром»Утверждена решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 25 декабря 2018 г. № 3195;
  • Классификатор рисков ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организацийУтвержден приказом ПАО «Газпром» от 15 декабря 2017 г. № 848, в редакции приказов ПАО «Газпром» от 16 января 2020 г. № 8, от 14 сентября 2020 г. № 376;
  • Положение о системе управления кредитным риском ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организацийУтверждено приказом ПАО «Газпром» от 11 декабря 2019 г. № 559;
  • Положение о системе управления операционными рисками Группы ГазпромУтверждено приказом ПАО «Газпром» от 11 июля 2019 г. № 291;
  • Положение по управлению риском ликвидности Группы ГазпромУтверждено приказом ПАО «Газпром» от 10 июля 2018 г. № 390;
  • Положение по управлению валютным риском Группы ГазпромУтверждено приказом ПАО «Газпром» от 10 июля 2018 г. № 390;
  • Положение по управлению процентным риском Группы ГазпромУтверждено приказом ПАО «Газпром» от 10 июля 2018 г. № 390;
  • Методические рекомендации по управлению рисками с использованием качественных оценокУтверждены распоряжением ПАО «Газпром» от 20 июня 2019 г. № 149.
GRI102-30

В Группе Газпром функционирует эффективная Система управления рисками и внутреннего контроля (СУРиВК), направленная на обеспечение разумной уверенности в достижении поставленных целей. Создано отдельное структурное подразделение (Департамент ПАО «Газпром») по управлению рисками и внутреннему контролю, формирующее единую политику ПАО «Газпром» и организаций Группы Газпром в области управления рисками и внутреннего контроля, осуществляющее методологическое обеспечение ее реализации. Разработана и утверждена Политика управления рисками и внутреннего контроля ПАО «Газпром».

СУРиВК — часть корпоративного управления ПАО «Газпром» и организаций Группы Газпром, которая интегрирована с системами планирования, управления проектами, управления производственной безопасностью. Результаты работы СУРиВК ПАО «Газпром» в 2020 г. подтверждены оценкой рейтингового агентства «Эксперт РА» и проверкой системы менеджмента качества ПАО «Газпром» с привлечением внешней организации.

В ПАО «Газпром» и организациях Группы Газпром своевременно идентифицируются риски и проводится оценка потенциальных событий, обстоятельств, внешних и внутренних факторов, влияющих на достижение целей Группы Газпром, разрабатываются соответствующие мероприятия по управлению рисками, а также процедуры внутреннего контроля.

Компоненты СУРиВК Группы Газпром
Цели, задачи, функции СУРиВК как части корпоративного управления ПАО «Газпром» и организаций Группы Газпром
Задачи подразделения по управлению рисками и внутреннему контролю ПАО «Газпром» (ПУРиВК):
  • обеспечение реализации единой политики ПАО «Газпром» и организаций Группы Газпром в области управления рисками и внутреннего контроля, осуществление методологического обеспечения ее реализации;
  • координация деятельности структурных подразделений ПАО «Газпром» и организаций Группы Газпром по управлению рисками и внутреннему контролю;
  • определение методологических подходов к процессам управления рисками и процедурам внутреннего контроля;
  • формирование портфеля ключевых рисков ПАО «Газпром»;
  • осуществление мониторинга реализации процессов управления рисками и процедур внутреннего контроля в ПАО «Газпром» и организациях Группы Газпром и др.
Основные направления деятельности ПУРиВК в 2020 г.:
  1. развитие нормативной и методологической базы по централизованному управлению рыночными, кредитными, финансовыми и операционными рисками;
  2. координация деятельности по развитию и внедрению СУРиВК в Группе Газпром;
  3. повышение уровня культуры управления рисками и внутреннего контроля в Группе Газпром, в том числе путем проведения обучения работников структурных подразделений.

В 2020 г. выявлен новый риск, связанный с распространением коронавирусной инфекции (COVID-2019). Вместе с тем предпринятые меры позволяют ПАО «Газпром» удерживать идентифицированные риски на приемлемом уровне.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» в начале 2021 г. оценило систему управления рисками ПАО «Газпром» как высокую и присвоило Компании наивысший рейтинг качества корпоративного управления — А++.gq. Отмечены наличие в ПАО «Газпром» отдельного подразделения по управлению рисками и внутреннему контролю, подготовка периодической отчетности о деятельности в области управления рисками, проработанность в СУРиВК ключевых положений, в том числе по управлению операционными, кредитными, валютными рисками и рисками ликвидности.

Подход ПАО «Газпром» к управлению существенными рисками, связанными с устойчивым развитием

В 2020 г. в подходе ПАО «Газпром» к управлению рисками, связанными с аспектами устойчивого развития, произошли изменения. Были разработаны и внедрены нормативные и методические документы в области управления рисками.

Нормативные и методические документы в области управления рисками в ПАО «Газпром»:
  • Методические рекомендации по ранжированию рисков методом попарных сравненийУтверждены распоряжением ПАО «Газпром» от 8 мая 2020 г. № 163;
  • Методические рекомендации по проведению самооценки эффективности системы управления рисками организации Группы ГазпромУтверждены распоряжением ПАО «Газпром» от 8 мая 2020 г. № 164;
  • Методические рекомендации по разработке ключевых индикаторов рискаУтверждены распоряжением ПАО «Газпром» от 13 мая 2020 г. № 168;
  • Методические рекомендации по представлению руководству организаций Группы Газпром результатов управления рискамиУтверждены распоряжением ПАО «Газпром» от 19 мая 2020 г. № 176;
  • Положение о страховании объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организацийУтверждено приказом ПАО «Газпром» от 10 декабря 2020 г. № 511.
GRI102-15, 201-2

В 2020 г. в перечень рисков Группы Газпром в области устойчивого развития добавлена группа санитарно-биологических (эпидемиологических) рисков, связанных с глобальным распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Разработан и утвержден План противодействия возможным негативным последствиям эпидемии коронавируса и защиты работников, обеспечения стабильности работыУтвержден решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 19 марта 2020 г. № 3403.

Работа по управлению рисками ведется в соответствии с требованиями Политики управления рисками и внутреннего контроля ПАО «Газпром», локальных нормативных актов ПАО «Газпром».

Работа по управлению рисками включает:
  • оценку и мониторинг рисков;
  • разработку, реализацию и мониторинг мероприятий по управлению рисками;
  • подготовку и предоставление отчетности по рискам.
При управлении рисками осуществляется:
  • анализ внутренних и внешних факторов;
  • выявление взаимосвязей факторов рисков;
  • прогнозирование возможных изменений внешней и внутренней среды;
  • классификация рисков с целью определения мероприятий по управлению рисками и процедур внутреннего контроля.

Управление идентифицированными в 2020 г. рисками включает, в частности, разработку и реализацию планов мероприятий в случаях заболеваний работников, предупреждение заражения и распространения инфекций среди работников.

Подход ПАО «Газпром» к управлению существенными рисками, связанными с устойчивым развитием
Наименование группы рисков Характеристика группы рисков Управление / влияние на уровень рисков Факторы рисков (внутренние/ внешние)
Операционные
1. Производственные Основные виды производственной деятельности по добыче, транспортировке, переработке и хранению углеводородов связаны с возможными рисками технологического, технического и природно-климатического характера, а также негативных действий персонала и третьих лиц. Единая система газоснабжения (ЕСГ) обеспечивает системную надежность поставок газа. Организуется страховая защита имущественных интересов, страхование от перерывов в деятельности на газоперерабатывающих заводах (ГПЗ) и ответственности при строительстве, ремонте и эксплуатации производственных объектов. Внутренние и внешние
2. Охрана труда и промышленная безопасность Производственная деятельность связана с возможными рисками негативного воздействия на здоровье и безопасность персонала. Внедрена и функционирует Единая система управления производственной безопасностью (ЕСУПБ). Основные цели системы — управление рисками, достижение целей и выполнение обязательств в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности. Внутренние и внешние
3. Санитарно-биологические (эпидемиологические) Глобальное распространение коронавирусной инфекции (COVID-19) может оказывать влияние на функционирование и взаимодействие структурных подразделений ПАО «Газпром» и организаций Группы Газпром. Разработан и утвержден План противодействия возможным негативным последствиям эпидемии коронавируса и защиты работников, обеспечения стабильности работы. Внедрены превентивные мероприятия по снижению возможных последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). Внутренние и внешние
Экологические
4. Причинение вреда окружающей среде при строительстве и эксплуатации объектов Основные виды производственной деятельности по добыче, транспортировке, переработке и хранению углеводородов связаны с возможным риском загрязнения окружающей среды. В рамках экологической политики осуществляется природоохранная деятельность, обеспечивается страхование экологических рисков, внедрены природоохранные технологии, а также реализуются программы и мероприятия по снижению воздействия на окружающую среду. Внешние
5. Аварии и инциденты, связанные с производственно-хозяйственной деятельностью Воздействие на окружающую среду в результате возможных аварий в процессе производственно-хозяйственной деятельности. Проводятся следующие мероприятия:
  • анализ возможных негативных воздействий на окружающую среду и последствий в результате идентифицированных аварийных и чрезвычайных ситуаций;
  • действия по предотвращению, локализации, снижению воздействий и ликвидации последствий;
  • оценка экологического ущерба в случае аварий и чрезвычайных ситуаций.
Внешние
6. Негативное воздействие на экосистемы Возможное воздействие на экосистемы, влекущее загрязнение земель и водоемов, ухудшение почвенно-растительного покрова и развитие эрозионных процессов, что может привести к деградации экосистем, сокращению мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных. Реализуются комплексные мероприятия по повышению надежности трубопроводных систем, стабилизации ландшафтов и восстановлению почвенно-растительного покрова. Внешние
Природно-климатические
7. Изменения климата и выбросы ПГ Возможные изменения климата, неблагоприятные гидрометеорологические явления, которые могут нанести ущерб зданиям и сооружениям, системам трубопроводного транспорта, инженерным коммуникациям. На постоянной основе проводится анализ динамики климатических и геокриологических условий, принимаются меры по адаптации к возможным изменениям климата, обеспечивается создание дополнительного, сверхнормативного запаса надежности объектов. За счет программ энергоэффективности и энергосбережения обеспечивается снижение выбросов ПГ. Внешние
8. Климатические условия Значительная доля объема добычи газа приходится на Западную Сибирь, где климатические условия могут усложнить добычу и увеличить себестоимость природного газа. Разрабатываются и внедряются эффективные технологические процессы для различных климатических условий, реализуются программы повышения эффективности работы системы добычи, транспортировки и эксплуатации газотранспортной сети. Внешние
Правовые и отраслевые
9. Тарифное (ценовое) регулирование субъектов естественных монополий Государственное регулирование оптовых цен на добываемый газ, реализуемый на внутреннем рынке, а также тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам (МГ). Осуществляется взаимодействие с органами государственной власти по обоснованию регулируемых цен на газ, а также тарифов на услуги по транспортировке газа. Обеспечивается участие в разработке и экспертизе нормативно-правовых актов в части регулирования деятельности по транспортировке газа по трубопроводам. Внешние
10. Государственное регулирование Возможные изменения регулирования и законодательства в Российской Федерации и странах присутствия Группы Газпром. Проводится регулярный мониторинг изменений законодательства. Обеспечивается взаимодействие с органами государственной власти по своевременной адаптации деятельности в соответствии с изменениями законодательства. Внешние
Рыночные, страновые и региональные
11. Объемные Неблагоприятные экономические условия, снижение спроса на энергоносители. Проводится диверсификация рынков и каналов сбыта энергоносителей, расширение области использования природного газа. Внешние
12. Ценовые Снижение цен на энергоносители, а также биржевых котировок и/или сохранение низкого уровня в течение длительного периода времени. Оптимизируются контрактные условия, отражающие текущую рыночную конъюнктуру, определяются разрешенные для использования типы сделок и финансовые инструменты. Внешние
13. Валютные Изменения курсов иностранных валют, а также наличие доходов и расходов в валютах разных стран. Применяется хеджирование рисков рыночных изменений валютных курсов и процентных выплат, а также оптимизация долговой нагрузки. Внешние
14. Санкционные Введение ограничительных мер в отношении российских компаний со стороны США, ЕС и других стран. Реализуется политика обеспечения технологической независимости и импортозамещения. Внешние
15. Транзит природного газа Транспорт газа через территорию ряда стран связан с риском невыполнения обязательств по транзиту. Реализуются мероприятия по диверсификации экспортных маршрутов, расширению возможностей по доступу к подземным хранилищам газа (ПХГ), развитию торговли сжиженным природным газом (СПГ). Внешние
Кредитные
16. Кредитные Неисполнение, несвоевременное или неполное исполнение контрагентами финансовых обязательств. Осуществляется оценка и мониторинг кредитоспособности контрагентов. Определяются условия оплаты и обеспечения платежей контрагентов (гарантии, аккредитивы, предоплата). Устанавливаются кредитные лимиты, осуществляется контроль соблюдения кредитных лимитов ПАО «Газпром» и организациями Группы Газпром. Внешние

Цели Компании в области устойчивого развития

Цели Группы Газпром в области устойчивого развития интегрируются в системы стратегического, среднесрочного и краткосрочного планирования и реализуются в деятельности Группы Газпром.

Контроль достижений в области устойчивого развития

GRI102-15

Для оценки достижений Группы Газпром в области устойчивого развития используется ряд ключевых показателей эффективности (КПЭ), применяемых при планировании деятельности ПАО «Газпром» или для оценки работы руководящих работников ПАО «Газпром», ряда его ДО и организаций.

В области развития экономического потенциала:
  • рост экономической прибыли;
  • рентабельность используемого капитала;
  • интегральный ключевой показатель эффективности инновационной деятельности.
В области совершенствования системы корпоративного управления:
  • рентабельность инвестиций акционеров;
  • индекс удовлетворенности потребителей Российской Федерации (газовый бизнес, электроэнергетический бизнес, сегмент реализации газомоторного топлива).
В области охраны окружающей среды:
  • снижение удельных выбросов парниковых газов в CO2 -эквиваленте, включая метан;
  • удельный расход топливно-энергетических ресурсов на собственные технологические нужды и потери при транспортировке газа.
В области соблюдения прав человека:
  • среднее количество часов, затраченное работниками на все виды обучения в течение года (по категориям персонала)Руководители, специалисты и другие служащие; рабочие;
  • доля работников, прошедших профессиональную подготовку (для рабочих), переподготовку и повышение квалификации (по категориям персонала).
В области производственной безопасности:
  • снижение частоты несчастных случаев на производстве;
  • снижение частоты аварий на производстве.

Взаимодействие с отраслевыми международными и национальными организациями и ассоциациями по актуальным вопросам нефтегазового рынка и устойчивого развития

Приверженность Компании принципам устойчивого развития подтверждается участием в работе российских и международных организаций и поддержкой инициатив в области устойчивого развития, что позволяет обмениваться информацией и передовым опытом с другими участниками, вести диалог с ними по актуальным темам.

GRI102-13

Компании Группы Газпром входят в управляющие органы и принимают участие в работе отраслевых международных и национальных ассоциаций и организаций, таких как Международный деловой конгресс (МДК), Международный газовый союз (МГС), Глобальный газовый центр (ГГЦ), Мировой энергетический совет (МИРЭС), Европейская газомоторная ассоциация (ЕГМА), Германо-российский форум, Азиатский форум Боао (АФБ), Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН), Форум стран — экспортеров газа (ФСЭГ), форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (ООР «РСПП»), Ассоциация «Некоммерческое партнерство по эффективному управлению имуществом корпораций «Клуб Корпоративных Собственников» (Ассоциация «НП «ККС»), Союз организаций нефтегазовой отрасли «Российское газовое общество» и другие.

В 2020 г. представители компаний Группы Газпром традиционно приняли участие в ключевых экономических и энергетических форумах и имиджевых мероприятиях международного уровня: Европейской газовой конференции, Международной конференции и выставке «Нефть и газ Сахалина», 26-й ежегодной конференции по газу и СПГ (FLAME-2020), Международной нефтегазовой выставке и конференции ADIPEC 2020, Форуме «Сильные идеи для нового времени», Энергетическом саммите в г. Будапеште, Мировом саммите СПГ, Мировой энергетической неделе и других.

Центральными темами международных энергетических и экономических форумов в 2020 г. стали глобальные и региональные энергетические и климатические стратегии, развитие газовой отрасли с учетом последствий распространения коронавирусной инфекции, стратегии «энергетического перехода», перспективы развития мирового рынка газа и СПГ, анализ газового рынка в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

ПАО «Газпром» стремится донести информацию о важной роли газа в обеспечении устойчивого развития до органов власти зарубежных стран как напрямую — через встречи и участие в публичных мероприятиях, так и посредством направления мнения Компании в рамках специально организованных консультационных процедур.

В 2020 г. ПАО «Газпром» приняло участие в объявленных Европейской комиссией публичных консультациях, представив свою позицию, в числе прочего, по вопросам Водородной стратегии ЕС, стратегии ЕС по сокращению выбросов метана, законодательства ЕС в части устойчивых инвестиций.

Участие Группы Газпром в ESG-рейтингах

ПАО «Газпром» последовательно укрепляет свои отношения с рейтинговыми агентствами и увеличивает количество международных рейтингов, в которых оно участвует. Показатели ПАО «Газпром» в ESG-рейтингах отражают достижения Компании в области устойчивого развития и их оценку международным и российским сообществами.

Участие Газпрома в рейтингах ESG, 2017–2020 гг.
2017 2018 2019 2020
S&P CSA (SAM) S&P CSA (SAM) S&P CSA (SAM) S&P CSA (SAM)
MSCI Sustainalytics Sustainalytics Sustainalytics ESG Risk Rating
CDP MSCI MSCI MSCI
CDP CDP CDP Climate Change
CHRB ISS-Oekom CDP Water Security
CHRB ISS-Oekom
Vigeo Eiris FTSE4Good
CHRB
VigeoEiris
Позиции ПАО «Газпром» в ключевых рейтингах ESG, 2019–2020 гг.
Рейтинги 2019 2020
S&P CSA (SAM) 36 42SAM за 2020 г. на 26 января 2021 г.
Sustainalytics ESG Risk RatingОценка соответствует уровню риска. Чем ниже — тем лучше 38,9 37,5Sustainallytics с сайта агентства за 2020 г. по обновленному рейтингу ESG Risk Rating
MSCIhttps://www.msci.com/our-solutions/esg-investing/esg-ratings/esg-ratings-corporate-search-tool/issuer/gazprom-pao/IID000000002167503 BBB BB
CDP Climate Change C B
CDP Water Security C B—
CHRB 10,4CHRB Score на 26 сентября 2019 г. Скорректированная оценка за 2019 г. составляет 1,5 из 26 (для возможности сопоставления результатов с оценкой по сокращенной анкете за 2020 г.) 4,5CHRB Score на 26 сентября 2020 г.
Рейтинг открытости нефтегазовых компаний России в сфере экологической ответственности 10 8
Индекс «Ответственность и открытость» РСПП Группа лидеров
(индивидуальный индекс выше 0,75)
Группа лидеров
(индивидуальный индекс выше 0,75)
Индекс «Вектор устойчивого развития» РСПП Группа лидеров
(индивидуальный индекс выше 0)
Группа лидеров
(индивидуальный индекс выше 0)

В 2020 г. лучшими российскими нефтегазовыми компаниями в международном климатическом рейтинге CDP были признаны ПАО «Газпром» (климатическая стратегия — «В», водная стратегия — «В—») и ПАО «Газпром нефть» (климатическая стратегия — «В»).

Компания занимает ведущие позиции и в российских рейтингах. Газпром входит в число лидеров индексов РСПП по устойчивому развитию «Ответственность и открытость» и «Вектор устойчивого развития». В 2020 г. Группа Газпром вошла в топ-5 ежегодного ESG-ренкинга независимого рейтингового агентства RAEX-Europe в разделе Environmental (Охрана окружающей среды). Также Газпром вновь вошел в топ-10 рейтинга открытости нефтегазовых компаний России в сфере экологической ответственности, разработанного по инициативе Всемирного фонда дикой природы (WWF) России и группы «КРЕОН». В отчетном году Газпром занял 12-е место в рейтинге устойчивого развития журнала «Эксперт».

Компании Газпром энергохолдинга в 2020 г. вошли в топ-10 рейтинга открытости экологической информации топливных энергогенерирующих компаний, работающих на территории России, подготовленного Всемирным фондом дикой природы (WWF) России. В частности, ПАО «Мосэнерго» и ПАО «ОГК-2» заняли в этом рейтинге 2‑е и 3‑е места из 18 возможных.