2.6. Развитие рынка газомоторного топлива

Переход России к низкоуглеродному сценарию развития экономики требует дальнейшего расширения производства ГМТ и улучшения инфраструктуры для доступа потребителей. Природный газ является наиболее экономичным, экологичным и безопасным топливом.Использование его в качестве топлива для транспорта сопровождается рядом эффектов, оказывающих благотворное влияние на общество в целом.

Экономический эффект. Стоимость природного газа в России позволяет снизить затраты на топливо до 60 %, что приводит к повышению эффективности транспортно-логистического комплекса и укреплению конкурентоспособности российской продукции.

Экологический эффект. Применение метана в качестве топлива на транспорте позволяет улучшить качество городской среды и уровень жизни людей. Транспорт является одним из основных источников вредных выбросов в окружающую среду, на него приходится около 40 % суммарных выбросов ЗВ в атмосферу (в мегаполисах — 80–90 %) и около 10 % выбросов ПГ.

Социальный эффект. Применение природного газа в отдельных сегментах транспортного сектора позволит решить ряд задач социального характера: сдерживание тарифов на муниципальные пассажирские перевозки, сдерживание цен на товары повседневного спроса, снижение затрат малоимущих семей на топливо за счет перехода на использование метана.

Взаимодействие с органами власти

Благодаря организованной совместной работе Газпрома и органов власти создаются условия для успешного развития рынка ГМТ в Российской Федерации. По инициативе Газпрома в 2019 г. были приняты меры государственной поддержки для развития рынка ГМТ. Одна из них — механизм субсидирования строительства объектов газозаправочной инфраструктуры. Важными мерами государственной поддержки являются и меры налогового стимулирования: в 25 субъектах Российской Федерации частично снижена или обнулена ставка транспортного налога для автомобилей на природном газе.

В результате работы ПАО «Газпром» и Минэнерго государственная Программа Российской Федерации «Развитие энергетики» была дополнена подпрограммой «Развитие рынка газомоторного топлива». Ее цель — рост потребления природного газа в качестве моторного топлива, развитие газозаправочной инфраструктуры, а также увеличение парка техники на природном газе. Планируется увеличить рост потребления природного газа на транспорте почти в четыре раза, до 2,7 млрд м3 в год к 2024 г., расширить сеть стационарных метановых заправок до 1 273 единиц. На реализацию подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива» предусмотрено 19,29 млрд руб.

Для развития проектов создания производственно-сбытовой инфраструктуры СПГ ПАО «Газпром» подготовлены предложения в проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам на возмещение части затрат на реализацию инвестиционных проектов по строительству объектов производственной и заправочной инфраструктуры СПГ», что позволит повысить финансово-экономическую эффективность СПГ-проектов для инвесторов.

Развитие рынка ГМТ в Российской Федерации и за рубежом

326 ед.

количество газозаправочных объектов на территории Российской Федерации, принадлежащих Группе Газпром и ООО «Газпром газомоторное топливо»

68 ед.

количество АГНКС Группы Газпром в странах Европы

39 ед.

количество АГНКС Группы Газпром в странах БСС

2,45 млрд м3

общая производительность газозаправочной сети

Рынок ГМТ в Российской Федерации является стратегически перспективным для Газпрома. Однако существуют сдерживающие факторы его роста: недостаточное развитие заправочной и сервисной инфраструктуры, ограниченное количество газомоторной техники, высокая стоимость переоборудования автотранспорта, использующего традиционные виды топлива, и низкий уровень информированности общественности о преимуществах ГМТ.

Всего на территории Российской Федерации действует 447 газозаправочных объектов, 326 из них принадлежат Группе Газпром и ООО «Газпром газомоторное топливо»ООО «Газпром газомоторное топливо» не входит в перечень компаний, по данным которых формируется консолидированная отчетность ПАО «Газпром» по МСФО. ООО «Газпром газомоторное топливо» является единым оператором по развитию рынка газомоторного топлива и включена в Отчет в связи с признанием темы «Развитие рынка газомоторного топлива» существенной. В 2019 г. объем продаж КПГ на АГНКС увеличился на 30 % и составил 779 млн м3. Общая производительность газозаправочной сети составляла 2,45 млрд м3 природного газа в год. Объем инвестиций ООО «Газпром газомоторное топливо» в развитие объектов газозаправочной инфраструктуры в отчетном году достиг 6 247 млн руб., завершено строительство 28 новых объектовВ рамках инвестиционной программы ООО «Газпром газомоторное топливо».

На конец декабря 2019 г. АГНКС Группы Газпром и ООО «Газпром газомоторное топливо» эксплуатировались в 63 субъектах Российской Федерации. В пяти регионах (Санкт-Петербург, Белгородская, Калининградская, Ленинградская и Ростовская области) реализовывались пилотные проекты ускоренного развития рынка ГМТ. Продолжалась реализация Программы по созданию заправочной инфраструктуры на промышленных площадках дочерних обществ ПАО «Газпром», в рамках которой Газпром переводит собственную технику на природный газ. С 2014 по 2019 г. количество газомоторных машин в автопарке достигло 12,3 тыс. единиц — это более 50 % техники, пригодной к переводу на газ. За этот период за счет перевода техники на ГМТ было сэкономлено 4,8 млрд руб., выбросы ЗВ сократились более чем на 108,6 тыс. т.

Газпром также расширяет реализацию СПГ. Заправка транспорта СПГ производилась в Свердловской, Калининградской и Кемеровской областях. Крио-блок на Московском ГПЗ обеспечивал СПГ 25 тягачей ООО «Автомобильной компании — Мостранс».

В 2019 г. на зарубежных рынках Германии, Чехии, Сербии и Польши Группа Газпром реализовала через собственные станции 13,8 млн м3 природного газа в качестве ГМТ, что на 7 % выше уровня 2018 г. На конец декабря 2019 г. количество АНГКС Группы Газпром в странах Европы составило 68 единиц. В странах БСС объем реализации КПГ составил 55,4 млн м3, что на 30,9 % больше показателя предыдущего года. Количество АГНКС Группы Газпром в странах БСС составило 39 единиц.

GRI 416-2

В 2019 г. случаи несоответствия качества ГМТ нормативным требованиям, повлиявшие на здоровье и безопасность потребителей и приведшие к штрафным санкциям или взысканию, не зафиксированы. Качество КПГ для двигателей внутреннего сгорания контролируется ежедневно — проводится проверка определенных физико-химических характеристик согласно ГОСТ 27577-2000.

В отчетном периоде в тестовую эксплуатацию введена «Горячая линия» ООО «Газпром газомоторное топливо», на которую поступило 7 162 обращения, в том числе:

  • информационно-справочных запросов — 2 898;
  • запросов в коммерческие отделы филиалов — 2 838;
  • жалоб — 1 210;
  • запросов в отдел сопровождения клиентов — 211;
  • предложений по строительству — 5.

Качество природного газа, реализуемого за рубежом на АГНКС Группы Газпром, гарантируется операторами газовых сетей. Жалоб на качество газа от потребителей не поступало.

Мероприятия по продвижению ГМТ среди потребителей

Газпром использует разнообразные инструменты для расширения знаний потребителей о ГМТ. На специализированных сайтах можно получить информацию о действующей сети АГНКС, составить маршрут с учетом расположения станций или ознакомиться с модельным рядом газомоторной техники. Для природного газа, реализуемого на АГНКС Газпрома, разработан бренд EсоGas. По результатам проводимых маркетинговых программ, стимулирующих потребителей переводить технику на природный газ, в 2019 г. было переведено на газ 10 296 транспортных средств. Еще одним инструментом популяризации ГМТ является организация автопробегов по территории Российской Федерации и за рубежом.

В 2019 г. организаторами автопробегов на ГМТ «Голубой коридор — газ в моторы» выступили Группа Газпром и немецкая компания Uniper. Маршрут автопробега символически соединил начальные и конечные точки газопроводов «Турецкий поток» и «Северный поток — 2». Маршрут проходил по территории Турции, Болгарии, Сербии, Хорватии, Словении, Италии, Бельгии, Австрии, Германии и России. Участники преодолели более 8 тыс. км. В автопробеге участвовали более 20 пассажирских, грузовых и легковых транспортных средств, использующих в качестве топлива КПГ и СПГ. Газовая техника подтвердила высокую надежность и продемонстрировала экономическую эффективность ГМТ. На российском этапе расходы на заправку природным газом были в 2–3,5 раза ниже по сравнению с использованием традиционных видов топлива.

Планы по развитию рынка ГМТ

В рамках работы с регионами продолжится реализация мероприятий федеральной программы субсидирования развития рынка ГМТ. Для проработки механизма получения государственной поддержки предполагается организовать взаимодействие с органами власти регионов, в которых располагаются города-участники федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология». Это позволит получить дополнительное государственное софинансирование проектов по строительству и реконструкции АГНКС с использованием механизма государственно-частного партнерства.

Для реализации планов по формированию газомоторных коридоров Газпром продолжит строительство газозаправочной инфраструктуры на ключевых федеральных трассах большой протяженности.