Приложение

К разделу «О Группе Газпром»

География присутствия(1)
GRI102-4, 102-6

(1) См. Годовой отчет ПАО «Газпром» за 2018 г.

Структура акционерного капитала ПАО «Газпром», %
Наименование На 31.12.2017 г. На 31.12.2018 г.
Российская Федерация, в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом 38,37 38,37
АО «РОСНЕФТЕГАЗ»(1) 10,97 10,97
АО «Росгазификация»(1) 0,89 0,89
Владельцы АДР(2) 25,20 24,13
Прочие зарегистрированные лица 24,57 25,64
(1) По состоянию на 31.12.2017 г. и на 31.12.2018 г. суммарная доля акций ПАО «Газпром», находящихся под прямым и косвенным контролем Российской Федерации, составляет 50,23 % и обеспечивается 100 % долей участия Российской Федерации в АО «РОСНЕФТЕГАЗ», которое также является владельцем 74,55 % акций АО «Росгазификация».
(2) Банк-эмитент АДР на акции ПАО «Газпром» — The Bank of New York Mellon.
Ключевые корпоративные документы, регламентирующие деятельность Компании в области устойчивого развития
Направления устойчивого развития Ключевые корпоративные документы
Обеспечение экономической результативности Кодекс корпоративного управления ПАО «Газпром»
Антикоррупционная политика ПАО «Газпром»
Политика управления рисками и внутреннего контроля ПАО «Газпром»
Долгосрочная программа развития ПАО «Газпром»
Программа инновационного развития ПАО «Газпром» до 2025 г.
Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром
Политика ПАО «Газпром» в области качества
Благополучие людей Кодекс корпоративной этики ПАО «Газпром»
Политика управления человеческими ресурсами ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций
Комплексная программа повышения эффективности управления человеческими ресурсами ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций на период 2016–2020 гг.
Генеральный коллективный договор ПАО «Газпром» и его дочерних обществ на 2016–2018 гг.
Стратегия развития системы управления производственной безопасностью ПАО «Газпром на период до 2020 г.
Политика ПАО «Газпром» в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности
Концепция региональной политики ОАО «Газпром»
Охрана окружающей среды Экологическая политика ПАО «Газпром»
Политика ПАО «Газпром» в области энергетической эффективности и энергосбережения
Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности ПАО «Газпром» на 2017–2019 гг.

Ценности, принципы, стандарты и нормы корпоративной этики

GRI102-16

Ценности, принципы, стандарты и нормы поведения в ПАО «Газпром» регламентируют Кодекс корпоративного управления ПАО «Газпром», Кодекс корпоративной этики ПАО «Газпром» и Антикоррупционная политика ПАО «Газпром».

  • Кодекс корпоративного управления ПАО «Газпром» (утвержден в действующей редакции решением годового Общего собрания акционеров в 2017 г.) обеспечивает эффективную защиту прав и интересов акционеров;
  • Кодекс корпоративной этики ПАО «Газпром» (утвержден решением Совета директоров в 2014 г. с изменениями от 2018 г.) регулирует нормы деловой этики для работников Компании и подконтрольных Компании юридических лиц;
  • Антикоррупционная политика ПАО «Газпром» (утверждена решением Совета директоров в 2016 г.) формулирует меры по предупреждению и противодействию коррупции в интересах гражданского общества, акционеров ПАО «Газпром» и его работников.

Кодекс корпоративного управления ПАО «Газпром», Кодекс корпоративной этики ПАО «Газпром» и Антикоррупционная политика ПАО «Газпром» размещены на русском и английском языках на официальном сайте Компании в сети Интернет.

GRI102-25

В Кодексе корпоративной этики ПАО «Газпром» определены важные правила делового поведения, исключающие случаи конфликта интересов и коррупции. Они предусматривают ограничения в отношении совместной работы родственников, участия работников в компаниях-конкурентах и выборных органах государственной власти, ограничения, связанные с приемом подарков, и другие. Определен порядок действий работников в ситуации конфликта интересов. Закреплены возможные меры ответственности за нарушение его положений: общественное порицание, публичное осуждение, лишение премии (в соответствии с внутренними документами), дисциплинарное взыскание (при наличии признаков дисциплинарного проступка).

На основе положений Кодекса, не изменяя, но имея возможность дополнить данные положения, подконтрольные ПАО «Газпром» юридические лица разрабатывают и утверждают собственные кодексы корпоративной этики, распространяющиеся на работников этих юридических лиц.

В 2018 г. в Кодекс корпоративной этики ПАО «Газпром» внесены изменения: закреплена норма о периодических проверках у работников знаний норм корпоративной этики. В этих целях разработан электронный курс «Корпоративная этика в ПАО «Газпром», основу которого составляют положения Кодекса. В 2019 г. организовано дистанционное обучение работников ПАО «Газпром» с итоговой проверкой знаний в формате тестирования.

Организация работы по выполнению требований и положений Кодекса возложена на постоянно действующую Комиссию по корпоративной этике. Комиссия ежегодно организует работу по оформлению руководителями ПАО «Газпром» письменных обязательств соблюдать положения Кодекса. В 2018 г. руководящие работники ПАО «Газпром», в том числе члены Правления ПАО «Газпром» и члены Совета директоров ПАО «Газпром», являющиеся работниками ПАО «Газпром», подписали и сдали в Комиссию на хранение письменные обязательства соблюдать Кодекс.

Информация о работе Комиссии ежегодно доводится до сведения Председателя Правления ПАО «Газпром». Председатель Правления вправе по собственной инициативе либо по предложению Комиссии или инициативе непосредственного руководителя работника, допустившего нарушение Кодекса корпоративной этики ПАО «Газпром», принять решение о применении предусмотренных Кодексом санкций.

GRI102-17, 102-25

По вопросам разъяснения положений Кодекса корпоративной этики ПАО «Газпром», а также по вопросам его применения (в том числе с информацией о нарушении положений Кодекса) работники могут обращаться:

  • в Комиссию по корпоративной этике;
  • к своему непосредственному руководителю.

Комиссия рассматривает обращения по мере их поступления в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. В ряде случаев поступившие обращения направляются в ДО для рассмотрения их по существу локальными комиссиями по корпоративной этике с обязательным доведением результатов такого рассмотрения до сведения членов Комиссии.

Обращаться в Комиссию можно по электронной почте ethics.comission@adm.gazprom.ru, по телефону «Горячей линии» +7 (495) 719-11-71 или отправив письмо непосредственно на имя Председателя Комиссии по корпоративной этике ПАО «Газпром».

В 2018 г. в Комиссию поступило несколько обращений от физических лиц, в том числе два обращения от работников ДО. Все поступившие в Комиссию обращения рассмотрены. Обращений от юридических лиц в Комиссию в отчетном периоде не поступало.

В случае возникновения конфликта интересов работники должны обращаться к своему непосредственному руководителю. Если непосредственным руководителем не приняты меры, направленные на предотвращение или устранение конфликта интересов, либо принятые меры не повлекли устранение конфликта интересов, работник информирует об этом Комиссию.

GRI205-1

Основополагающим документом в области предупреждения и противодействия коррупции является Антикоррупционная политика ПАО «Газпром». Данный документ отражает приверженность руководства и работников Компании этическим стандартам ведения законного, открытого и честного бизнеса, совершенствования корпоративной культуры, следования лучшим практикам корпоративного управления и поддержания деловой репутации на должном уровне.

В соответствии с Антикоррупционной политикой ПАО «Газпром» осуществляется комплекс мер, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, проводятся выявление и оценка рисков, мониторинг областей, которым наиболее присущи коррупционные риски.

Наиболее существенными рисками, связанными с коррупционной деятельностью и выявленными в процессе оценки рисков, являются:

  • коррупционные риски при осуществлении закупочной деятельности;
  • коррупционные риски при заключении договоров.
GRI205-2

Все заинтересованные стороны, в том числе работники Компании, члены руководящих органов, деловые партнеры, поставщики и подрядчики, могут ознакомиться с Антикоррупционной политикой ПАО «Газпром» на официальном сайте Компании.

В 2018 г. в ПАО «Газпром» утвержден План противодействия коррупции на 2018–2020 гг. Электронная версия Плана размещена на информационном портале Службы корпоративной защиты ПАО «Газпром» в свободном доступе для руководителей структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ПАО «Газпром» для исполнения и разработки собственных систем мер по противодействию коррупции в соответствии со спецификой.

Основные направления работы по противодействию коррупции включают в себя:

  • мониторинг соблюдения работниками требований законодательства Российской Федерации и нормативных документов в сфере предупреждения и противодействия коррупции;
  • обучение работников в области предупреждения и противодействия коррупции и повышение квалификации работников, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции;
  • проведение правовой экспертизы проектов нормативных и иных документов с учетом соответствующей правоприменительной практики в области предупреждения и противодействия коррупции;
  • своевременное реагирование и урегулирование возможных возникающих конфликтов интересов;
  • обеспечение транспарентности закупочной деятельности;
  • организацию и обеспечение эффективного функционирования системы внутреннего контроля.
GRI102-17

Одним из инструментов по противодействию коррупции является «Горячая линия» по вопросам противодействия мошенничеству, коррупции и хищениям в Группе Газпром, которая функционирует с 2014 г. Свои «Горячие линии» работают в ПАО «Газпром» и ряде его основных дочерних организаций. Любое заинтересованное лицо может сообщить об известных ему коррупционных фактах и действиях работников, вызвавших его обеспокоенность.

Поступающая на «Горячую линию» первичная информация принимается группой поддержки «Горячей линии» круглосуточно по телефону, электронной почте, каналам почтовой и факсимильной связи, через стационарные ящики «Горячей линии», установленные в офисных зданиях Компании.

Контакты «Горячей линии» размещены на официальном сайте ПАО «Газпром» и на официальных сайтах дочерних компаний.

В 2018 г. на «Горячую линию» поступило 211 сообщений, содержащих информацию о возможных мошеннических действий третьих лиц и жалобы, касающиеся сферы реализации газа населению. Все обращения были рассмотрены и по ним приняты соответствующие решения.

Подход ПАО «Газпром» к управлению рисками, связанными с устойчивым развитием
GRI102-15
Экономические риски
Наименование риска Характеристика риска Управление/влияние на уровень риска
Риски, связанные с развитием мировой экономики Неблагоприятные экономические условия, замедление темпов роста спроса на энергоносители. В целях обеспечения повышения дохода от реализации энергоносителей ПАО «Газпром» диверсифицирует рынки и каналы сбыта, расширяет сферы использования природного газа.
Санкционные риски С 2014 г. Россия находится под санкционным воздействием со стороны ЕС, США и других стран. Возможно расширение списка ограничительных мер и их продолжительности. ПАО «Газпром» проводит политику обеспечения технологической независимости и импортозамещения, что позволяет снизить зависимость ПАО «Газпром» от экономических ограничений, наложенных на Россию или введенных в отношении нее.
Риски, связанные с транзитом природного газа Транспорт газа через территорию третьих стран связан с риском невыполнения обязательств по транзиту, что влечет риски ненадлежащего выполнения Группой Газпром обязательств по контрактам на поставку газа. Для снижения зависимости от транзитных стран осуществляются и реализуются мероприятия по диверсификации экспортных маршрутов, расширению возможностей по доступу к ПХГ за рубежом, развитию торговли СПГ.
Риски, связанные с государственным регулированием Сохраняются риски изменения режима валютного регулирования и налогового законодательства в Российской Федерации и странах присутствия Группы Газпром.

Появление дополнительных требований со стороны таможенных органов в случае изменения правил таможенного контроля и уплаты вывозной таможенной пошлины.
ПАО «Газпром» на регулярной основе осуществляет взаимодействие с государственными органами власти по вопросам совершенствования ценовой и тарифной политики, налогообложения, таможенного законодательства.
На систематической основе отслеживаются изменения валютного и налогового законодательства, соответствующие требования четко выполняются.
ПАО «Газпром» взаимодействует с органами государственной власти по своевременной адаптации деятельности в соответствии с изменениями законодательства в Российской Федерации и за рубежом.
Финансовые риски Волатильность курса валют, а также доходы и расходы в валютах разных стран оказывают влияние на результаты деятельности ПАО «Газпром». Возможно несвоевременное либо неполное выполнение банками и финансовыми институтами обязательств в соответствии с условиями договора (контракта). С целью минимизации потерь от волатильности валютных курсов применяется хеджирование рисков рыночных изменений валютных курсов и процентных выплат. Взаимодействие с кредитными организациями осуществляется в рамках лимитов кредитного риска, пересматриваемых на регулярной основе, в том числе с учетом кредитного рейтинга, рассчитываемого ПАО «Газпром» и организациями Группы Газпром. Проводится мониторинг выполнения контрактных обязательств. Для обеспечения финансовой устойчивости ПАО «Газпром» проводит оптимизацию долговой нагрузки.
Кредитные риски Несвоевременное либо неполное выполнение контрагентами обязательств в соответствии с условиями договора (контракта). В ПАО «Газпром» и дочерних обществах осуществляется оценка и мониторинг кредитоспособности контрагентов с присвоением внутренних кредитных рейтингов. Результаты учитываются при определении контрактных условий платежа.
Рыночный риск Возможное снижение цен на нефть, а также биржевых газовых котировок и (или) сохранение их низкого уровня в течение длительного времени несет в себе риски, реализация которых может привести к сокращению доходов. Управление риском осуществляется посредством адаптации контрактных условий или заключения новых контрактов, отражающих текущую рыночную конъюнктуру, определения разрешенных для использования типов сделок и финансовых инструментов, а также контрагентов, с которыми такие сделки могут быть заключены.
Риски тарифного (ценового) регулирования субъектов естественных монополий Риски, связанные с государственным регулированием оптовых цен на добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами газ, реализуемый на внутреннем рынке, а также тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, оказывающие влияние на деятельность ПАО «Газпром» и исполнение им обязательств.
Реализация данного риска может повлечь недополучение запланированной выручки от реализации газа и оказания услуг по транспортировке газа на внутреннем рынке.
Осуществляется взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по обоснованию и защите уровней регулируемых цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа.
В целях снижения указанных рисков ПАО «Газпром» продолжает вести активную работу с федеральными органами исполнительной власти по вопросам совершенствования ценообразования на газ, в том числе, по формированию обоснованных принципов ценообразования, позволяющих Компании иметь устойчивые экономические условия поставок газа на внутренний рынок.
Производственные риски Основные виды производственной деятельности по добыче, транспортировке, переработке и хранению углеводородов сопряжены с рисками технологического, технического и природно-климатического характера, а также негативных действий персонала и третьих лиц. ЕСГ обеспечивает системную надежность поставок газа. Стабильность функционирования системы обеспечивается путем внедрения современных и инновационных методов диагностики, своевременного выполнения капитального ремонта и технического обслуживания, проведения реконструкции и модернизации. Организуется страховая защита имущественных интересов ДО, включающая страхование имущества (в том числе морских объектов), страхование от перерывов в производственной деятельности на газоперерабатывающих заводах (ГПЗ) и страхование ответственности при строительстве, ремонте и эксплуатации производственных объектов.
Риски, связанные с развитием производства газа из нетрадиционных источников С середины 2000-х годов отмечен рост добычи газа из нетрадиционных источников, прежде всего из сланцевых залежей в США. Широкое развитие производства сланцевого газа в других регионах мира может в долгосрочной перспективе оказать негативное влияние на спрос на российский трубопроводный газ, поставляемый ПАО «Газпром», в частности, на рынках Европы и КНР. ПАО «Газпром» на регулярной основе осуществляет мониторинг развития отрасли сланцевого газа в различных регионах мира. Результаты мониторинга, включая экономические показатели производства газа из нетрадиционных источников и его конкурентный потенциал на существующих и перспективных рынках сбыта Компании, регулярно рассматриваются Советом директоров ПАО «Газпром».
Экологические риски
Наименование риска Характеристика риска Управление/влияние на уровень риска
Риск несоблюдения требований законодательства по охране окружающей среды при строительстве и эксплуатации объектов ПАО «Газпром» Основные виды производственной деятельности по добыче, транспортировке, переработке и хранению углеводородов сопряжены с риском загрязнения окружающей среды, реализация которого может повлечь последствия правового, финансового и репутационного характера. Проводится Экологическая политика, реализуются программы и мероприятия по снижению воздействия на окружающую среду, осуществляется природоохранная деятельность, проводится страхование экологических рисков, внедряются природоохранные технологии.
В большинстве ДО внедрены и постоянно совершенствуются СЭМ, сертифицированные на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2015.
Риск причинения вреда окружающей среде в результате аварий, инцидентов, связанных с производственно- хозяйственной деятельностью ПАО «Газпром» Аварийное воздействие на окружающую среду в результате производственно-хозяйственной деятельности ПАО «Газпром» может негативно повлиять на взаимоотношения с внешними заинтересованными сторонами, инвесторами, государственными органами и привести к административной, уголовной ответственности и соответствующим выплатам по возмещению вреда, нанесенного окружающей среде. В ПАО «Газпром» проводятся следующие мероприятия:
  • анализ возможных негативных воздействий на окружающую среду и их последствий в результате идентифицированных аварийных и других чрезвычайных ситуаций в организациях Группы Газпром;
  • внесение предложений по мероприятиям, направленным на предотвращение, локализацию, снижение воздействий и ликвидацию их последствий;
  • согласование соответствующей документации;
  • оценка экологического ущерба в случае аварий и других чрезвычайных ситуаций;
  • разработка мероприятий по ликвидации вреда, причиненного окружающей среде.
Природно-климатические риски
Наименование риска Характеристика риска Управление/влияние на уровень риска
Риски, связанные с изменением климата и выбросами парниковых газов Существуют риски изменения температуры, наиболее чувствительных мерзлых грунтов, неблагоприятных гидрометеорологических явлений, приводящих к деформации зданий и сооружений, систем трубопроводного транспорта, инженерных коммуникаций. Снижение выбросов ПГ — часть корпоративной стратегии ПАО «Газпром». Проводится комплекс мероприятий, направленных на минимизацию негативного влияния изменений климата на производственную деятельность. Осуществляются меры по снижению (прекращению) факельного сжигания ПНГ, разрабатываются и внедряются программы энергоэффективности и энергосбережения.
Риски, связанные с климатическими условиями Особенности климата основных регионов деятельности Группы Газпром оказывают существенное влияние на производственные показатели. Значительная доля объема добычи газа Газпрома приходится на Западную Сибирь, где суровый климат осложняет добычу и увеличивает себестоимость природного газа. Разработаны и внедрены эффективные технологические процессы для суровых климатических условий, также реализуются программы повышения эффективности работы системы добычи, транспортировки и эксплуатации газотранспортной сети.
Риски, связанные с негативным воздействием на естественные экосистемы Из-за специфики производственной деятельности существуют риски загрязнения земель и водоемов, ухудшения почвенно-растительного покрова и развития эрозионных процессов. Это может привести к деградации естественных экосистем, сокращению мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных и грибов. В Газпроме проводятся мероприятия по сохранению биологического разнообразия на основе перечня видов флоры и фауны, являющихся индикаторами устойчивого состояния морских экосистем Арктической зоны Российской Федерации. Реализуются комплексные мероприятия по повышению надежности трубопроводных систем, стабилизации ландшафтов и восстановления почвенно-растительного покрова.
Социальные риски
Наименование риска Характеристика риска Управление/влияние на уровень риска
Риски, связанные с охраной труда и промышленной безопасностью Производственная деятельность ПАО «Газпром» сопряжена с рисками негативного воздействия на здоровье и безопасность персонала. Факторы риска могут оказать существенное негативное влияние на финансовое состояние, результаты деятельности и репутацию ПАО «Газпром». В Группе Газпром внедрена и функционирует ЕСУПБ. Данная система является частью интегрированной системы менеджмента ПАО «Газпром», разработана и внедрена для управления рисками в области охраны труда и промышленной безопасности, достижения целей и выполнения обязательств в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности.
GRI102-30

Согласно Политике управления рисками и внутреннего контроля ПАО «Газпром» (утверждена решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 25 декабря 2018 г. № 3195) в выявлении рисков в контексте устойчивого развития Совет директоров ПАО «Газпром»:

  • утверждает внутренние документы ПАО «Газпром», определяющие политику ПАО «Газпром» в области организации управления рисками и внутреннего контроля, включая принципы и подходы к организации, функционированию и развитию Системы управления рисками и внутреннего контроля (СУР и ВК);
  • устанавливает предельно допустимые и пороговые уровни рисков для ПАО «Газпром» и Группы Газпром;
  • рассматривает вопросы организации, функционирования и эффективности СУР и ВК, в том числе результаты оценки и самооценки СУР и ВК, при необходимости дает рекомендации по улучшению СУР и ВК.

Оценка и мониторинг эффективности СУР и ВК проводится путем самооценок, внутренних оценок и внешних оценок в порядке, определенном локальными нормативными актами ПАО «Газпром» и разрабатываемыми на их основе локальными нормативными актами организаций Группы Газпром.

Внутренний аудит

Внутренний аудит содействует достижению целей ПАО «Газпром» путем систематизированного и последовательного подхода к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.

Для совершенствования функции внутреннего аудита и в соответствии с директивой Правительства представителям интересов Российской Федерации от 24.06.2015 № 3984п-П13 в 2015 г. в Компании разработано и утверждено Положение о внутреннем аудите ПАО «Газпром» (решение Совета директоров от 6 ноября 2015 г. № 2621).

Положение определяет цели, задачи, статус, полномочия и ответственность Департамента, осуществляющего функции внутреннего аудитав ПАО «Газпром», а также объем и содержание деятельности внутреннего аудита.

Согласно Положению организация и проведение внутреннего аудита в Компании возложены на структурное подразделение ПАО «Газпром» — Департамент, в дочерних обществах и организациях ПАО «Газпром» — на подразделения внутреннего аудита дочерних обществ и организаций.

Основной задачей Департамента является представление Совету директоров (через Комитет Совета директоров по аудиту) и руководству ПАО «Газпром» независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности Компании.

Департамент административно подотчетен в составе Аппарата Правления Председателю Правления ПАО «Газпром» и функционально подотчетен Совету директоров (через Комитет Совета директоров по аудиту). Начальник Департамента назначается на должность и освобождается от должности Председателем Правления Компании по представлению заместителя Председателя Правления — руководителя Аппарата Правления ПАО «Газпром», одобренному Советом директоров (через Комитет Совета директоров по аудиту).

Организационная структура Департамента согласовывается Комитетом Совета директоров по аудиту и утверждается Председателем Правления. В состав Департамента входят три Управления.

Структура системы внутреннего аудита ПАО «Газпром»

В своей деятельности Департамент руководствуется Положением о внутреннем аудите ПАО «Газпром», Кодексом профессиональной этики внутреннего аудитора (утвержден решением Совета директоров от 14 марта 2012 г. № 1956), Концепцией развития системы внутреннего аудита ОАО «Газпром» (одобрена Комитетом по аудиту 25 июня 2015 г.), Положением о Департаменте (одобрено Комитетом по аудиту и утверждено приказом ПАО «Газпром» от 23 июня 2016 г. № 419, с изменениями
от 22 марта 2017 г. № 163), международными основами профессиональной практики внутреннего аудита и методическими указаниями Росимущества в области внутреннего аудита.

Система внутреннего аудита ПАО «Газпром» соответствует принципам корпоративного управления, закрепленным российским Кодексом корпоративного управления (рекомендации 263-273).

Департамент организует и проводит в установленном порядке внутренние аудиторские проверки в структурных подразделениях, дочерних обществах и организациях ПАО «Газпром» на основе лучших российских и международных практик внутреннего аудита. В 2018 г. Департаментом проведены проверки, направленные на выявление рисков и оценку эффективности значимых для Компании направлений деятельности и бизнес-процессов в части:

  • достижения объектами проверок поставленных целей;
  • эффективности и результативности деятельности;
  • сохранности активов;
  • соответствия деятельности условиям договоров, требованиям законодательства и локальных нормативных актов.

По итогам проверок Департаментом разрабатываются и представляются руководству ПАО «Газпром» предложения по устранению нарушений и недостатков, а также причин их возникновения. На основе предложений Департамента Председателем Правления даются поручения структурным подразделениям, дочерним обществам и организациям ПАО «Газпром», направленные на совершенствование деятельности Компании. Результаты исполнения поручений контролируются Департаментом.

В декабре 2015 г. была проведена внешняя оценка и получено заключение о соответствии функции внутреннего аудита ПАО «Газпром» Определению внутреннего аудита, Кодексу этики и Международным профессиональным стандартам внутреннего аудита.

В Департаменте разработана и реализуется Программа гарантий и повышения качества внутреннего аудита, которая охватывает все аспекты внутреннего аудита.
В 2018 г. Программа была актуализирована.

Ежегодно проводится внутренняя оценка (самооценка) деятельности, результаты которой докладываются Комитету Совета директоров по аудиту.

Приказом ПАО «Газпром» утвержден План проведения внутренних аудиторских проверок Департамента на 2019 г.

На заседаниях Комитета Совета директоров по аудиту в 2018 г. рассматривались следующие вопросы в области внутреннего аудита:

  • отчет о результатах работы Департамента Аппарата Правления ПАО «Газпром» за 2017 г.;
  • о рассмотрении изменений в Положение о внутреннем аудите ПАО «Газпром»;
  • о внесении изменений в План работы Департамента Аппарата Правления ПАО «Газпром» на 2018 г.;
  • о проекте Плана работы Департамента Аппарата Правления ПАО «Газпром» на 2019 г.
Членство в международных организациях ПАО «Газпром»
GRI102-13
Наименование международной организации Форма участия
Глобальный газовый центр (ГГЦ) Занимает место в органах управления, участвует в работе комитетов

Компании Группы Газпром также являются членами Российского газового общества (РГО), Союза нефтеэкспортеров России (СОНЭК), Общероссийского отраслевого объединения работодателей поставщиков энергии «РаПЭ», Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков (АНН), Европейской ассоциации по рационализации обмена энергоресурсами (EASEE-gas), Ассоциации европейских производителей масел (ATIEL) и других объединений.

Цепочка поставок

GRI102-9

Подробно со схемой цепочки поставок ПАО «Газпром» можно ознакомиться здесь.

Управление закупочной деятельностью

Основными документами, регулирующими закупочную деятельность компаний Группы Газпром, являются:

  • Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром (Положение о закупках)(1).

Положение о закупках, устанавливающее правила проведения закупок ПАО «Газпром» и Компаниями Группы Газпром, размещено в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ЕИС) и на сайте Компании.

В целях реализации единой политики в области закупочной деятельности Группы Газпром в соответствии с принципами, установленными Положением о закупках, в Газпроме создан Центральный орган управления закупками Группы Газпром (ЦОУЗ).

При осуществлении закупочной деятельности Группы Газпром используется Автоматизированная система электронных закупок ПАО «Газпром» (АСЭЗ), охватывающая весь цикл закупки от планирования потребности до заключения и исполнения договора.

Закупки Группы Газпром в электронной форме проводятся на электронной площадке ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» (ЭТП ГПБ) (секция «Закупки Компаний Группы Газпром»), интегрированной с ЕИС и АСЭЗ.

Система закупок Газпрома базируется на следующих принципах: своевременное и полное обеспечение потребностей, обеспечение безопасности функционирования опасных производственных объектов, информационная открытость, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств, создание условий для конкуренции, баланс издержек и ожидаемой экономической выгоды.

При проведении закупок проводятся поиск и приглашение к участию в закупках потенциальных поставщиков. Для формирования сети поставщиков организуются открытые предквалификации. Это позволяет потенциальным поставщикам, прошедшим процедуру предквалификации и включенным в Реестр потенциальных участников конкурентных закупок Группы Газпром, получать приглашения для участия в закупках. По итогам предквалификации на 31 декабря 2018 г. в Реестр включено 530 организаций, в том числе 292 субъектов МСП.

В 2018 г. доля электронных закупок в общем объеме конкурентных закупок Группы Газпром превысила 99 %.

(1) Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром в новой редакции (утверждено решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 19 октября 2018 г. № 3168), вступившей в силу со 2 ноября 2018 г. До 1 ноября 2018 г. действовало Положение о закупках, утвержденное решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19 апреля 2012 г. № 1969 (с последующими изменениями).

Количество и стоимость договоров, заключенных по итогам конкурентных закупок в 2018 г.
Количество договоров, шт. Стоимостной объем заключенных договоров, млрд руб.
Закупка МТР6 915169,8
Инвестиционная деятельность 567 88,0
Текущая деятельность 6 348 81,8
Работы, услуги11 436414,3
Инвестиционная деятельность 421 162,5
Текущая деятельность 11 015 251,8
Итого18 351584,1

По итогам конкурентных закупок было заключено более 18 тыс. договоров на сумму 584,1 млрд руб. При этом была достигнута экономия в объеме 22,1 млрд руб.

Сокращение затрат компаний Группы Газпром за счет заключения договоров по итогам конкурентных закупок (эффективность конкурентных закупок)(1) в 2018 г., млрд руб.
Закупка МТР9,65
в т. ч. по Инвестиционной программе 4,93
Работы, услуги12,49
в т. ч. по Инвестиционной программе 1,05
Всего22,1
(1) Разница между суммами начальных (максимальных) цен и цен заключенных договоров за вычетом условных затрат на организацию и проведение закупок.

При необходимости ЦОУЗ Газпрома может принять решение о целесообразности проведения неконкурентных закупок предусмотренными Положением о закупках способами.

Управление качеством продукции, работ и услуг

Для бесперебойного и безопасного функционирования объектов Группы, сокращения количества аварий и снижения негативного воздействия на окружающую среду важно создание механизма обеспечения качества закупаемой продукции и услуг.

В Газпроме внедрена и сертифицирована корпоративная Система менеджмента качества (СМК). СМК является неотъемлемой частью цепочки поставок, сформированной в Группе Газпром.

В целях совершенствования СМК в 2018 г. актуализированы и введены основные стандарты СТО Газпром 9000-2018 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь», СТО Газпром 9000-2018 «Системы менеджмента. Системы менеджмента качества. Требования».

В Компании действует Политика в области качества ПАО «Газпром». Данный документ определяет миссию, стратегические цели и отражает основные приоритетные направления деятельности в области качества.

Для оценки соответствия закупаемой продукции стандартам Газпрома используется корпоративная приемка трубной продукции силами специальной Комиссии из профильных специалистов Газпрома и его ДО, а также Система добровольной сертификации «ИНТЕРГАЗСЕРТ». Она дополняет государственную систему обязательной сертификации, действующую в Российской Федерации в отношении показателей безопасности продукции. Функционирует Единый реестр МТР как централизованный источник информации по оборудованию и материалам, разрешенным к использованию на объектах Группы. Поставщики проходят многоступенчатый контроль качества поставляемой продукции. В процедуру оценки поставщика входят, в частности, оценка деловой репутации, технологические возможности, соответствие продукции и СМК предприятия-поставщика требованиям Газпрома.

2018 год был объявлен в Газпроме Годом качества, в рамках которого было проведено 365 мероприятий. ДО были организованы и проведены более 110 тематических конференций, семинаров и форумов. Мероприятия Года качества широко освещались в СМИ: более 270 статей в региональных СМИ и корпоративных изданиях, 8 сюжетов на корпоративном телевидении, материалы на официальных сайтах и официальных аккаунтах ДО в социальных сетях.

ПАО «Газпром» в 2018 г. провело мониторинг удовлетворенности потребителей качеством продукции и услуг по добыче, транспортировке, переработке газа, газового конденсата, нефти, нефтепродуктов. Средний показатель удовлетворенности потребителей Группы Газпром по пятибалльной шкале составил 4,97 балла.

Планы по развитию СМК

Компания ставит перед собой цель создать объединенную СМК ПАО «Газпром» и ДО, что позволит повысить эффективность работы Группы Газпром в целом.